Вернуться к содержанию странички    Вернуться к содержанию раздела   Вернуться к "Карельской тропе"


ПРОГРАММА
“КАРЕЛЬСКАЯ ТРОПА
– ДВИЖЕНИЕ ПРИРОДОСООБРАЗНОЙ ПЕДАГОГИКИ”

    Настоящей программой предполагается организация трудового палаточного лагеря детских объединений Карелии, имеющего в качестве рабочей задачи восстановление сети лесных троп и смежные экологические работы, в качестве же задачи педагогической – формирование нравственных качеств участников через “воспитание природосообразностью” и запуск движения “природосообразной педагогики” как средства социально-нравственного оздоровления подростковой среды.

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

            Цели проекта:

            Задачи проекта:

            Концептуальные подходы.

            Концепция лагеря “Карельская тропа” основывается на:

В качестве ведущей выступает деятельность по восстановлению лесной тропы и смежные работы: экологическая очистка леса, оборудование стационарных стоянок для туристов. Безусловная значимость данной деятельности, высокая степень мотивации участия в ней создают основу для построения “воспитательного коллектива”, организации групповой рефлексии в ежедневном режиме, выстраивающей ценностную систему сообщества и побуждающей участников к ценностно-личностному самоопределению.

“Воспитание природосообразностью”, исходящее из понимания равнозначности для полноценного развития человека всех компонентов: биологического, психического, социального, - и их взаимной детерминированности, основывается на принципе устранения разрыва между социальными требованиями, как внешними по отношению к ребенку, и его ценностно-ориентационной сферой, сформировавшейся как слепок личного социального опыта, через погружение в естественно-экологическую среду. В условиях педагогической системы лагеря социальные нормы и модели поведения не навязываются, а формируются в развитии как естественная, внутренняя необходимость для жизни в самообеспечиваемом, самодеятельном сообществе, осмысливаются как жизненно важные с точки зрения “экологии человека”.

Лагерь рассматривается как тренинг умения совершать жизненный выбор – важнейшего качества для успешного самоопределения в социальном пространстве. Предметом выбора является, с одной стороны, участие или неучастие в лагере (и выполнение правил общежития – “Хартии” лагеря - в первом случае, привычная жизненная ситуация – во втором), с другой – степень включенности и формы участия в жизнедеятельности лагеря с соответствующей мерой ответственности.

 

        Основное содержание

    Для проведения лагеря выбран Пряжинский район, участок д. Киндасово – пос. Матросы. Этот район пользуется большой популярностью туристов-водников России, рыболовов и грибников в связи с наличием привлекательного лесного массива, ряда водоемов, наиболее значимым из которых является река Шуя. Сеть лесных троп района крайне ненадежна, в связи с чем имели место случаи трагической гибели людей, некоторые из заблудившихся в данном районе годами числятся пропавшими без вести. Крайне актуально проведение экологических работ: прилегающая к реке Шуя территория захламлена из-за неудовлетворительного соблюдения посетителями района правил утилизации отходов.

    Основными компонентами жизнедеятельности лагеря являются: прокладка тропы и смежные экологические работы, самообеспечение жизнедеятельности, обучение навыкам жизни в условиях палаточного лагеря, досугово-развивающая программа, релаксационная система.

    Для успешной реализации содержательных составляющих предусматривается мобильность структуры лагеря, единицей которой является обособленный лагерь-пункт средней численностью двадцать человек.

    На начальном этапе каждый коллектив-участник разбивает свой лагерь-пункт вблизи “базового лагеря” объединений-организаторов. Происходит знакомство объединений, практическая отработка системы взаимодействия пунктов, адаптация к условиям палаточного лагеря, обучение навыкам жизнедеятельности и правилам безопасности, подготовка “специалистов” (связисты, трассировщики, медсестры, завхозы, шеф-повара, квартирмейстеры), разведка и трассировка первого участка прокладываемой тропы.

    По мере готовности участников формируются смешанные по составу “рабочие” лагеря-пункты, разбиваемые вдоль линии тропы. По завершении прокладки отведенного участка лагерь-пункт снимается. Состав, количество ребят и взрослых в лагерях-пунктах меняется в зависимости от потребностей лагеря, необходимости создания для отдельных групп участников особой педагогической среды, личностного самоопределения участников, их способности соответствовать собственному выбору.

    Предусматривается возможность автономных лагерей-пунктов при желании коллектива-участника работать своим составом. При необходимости формируются специализированные лагеря-пункты, такие как “лагерь отдыха” с возможностью неучастия в работе и пр.

    Деятельность лагерей-пунктов и организация их жизнеобеспечения координируется руководителем лагеря по системе связи.

    Распорядок дня включает в себя утреннюю часть – работа на тропе, дневную часть – отдых, самообслуживание, досугово-развивающая программа, вечернюю - рефлексия.

    Мероприятия досугово-развивающей программы планируются и организуются в соответствии с согласованными заранее предложениями и заявками коллективов-участников, проводятся на базе пунктов со свободным выбором участниками лагеря интересующего мероприятия в любом пункте, либо как общие с участием всего состава лагеря. В качестве досугово-развивающих форм будут выступать: коллективные творческие дела, спортивно-туристические мероприятия, игры на местности, интеллектуальные турниры, тематические вечера, диспуты, обучающие программы, фестивали и пр.

    Релаксационная система лагеря функционирует посредством поочередного включения лагерей-пунктов в специальные программы, такие как “однодневная практика водного туризма”, “однодневная ролевая игра”, “однодневный поход-экскурсия”.

    На завершающем этапе лагеря проводятся поход по проложенной тропе группы детей с ограниченными физическими возможностями, семинар руководителей по проблемам “движения природосообразной педагогики”, общий сбор-итог.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В качестве последействия лагеря могло бы явиться зарождение республиканского “движения природосообразной педагогики”. Формами движения выступили бы:

© Рогаткин Д.В., февраль 1999.


Вернуться к содержанию странички    Вернуться к содержанию раздела   Вернуться к "Карельской тропе"