Проект Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
 
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»
Северо-западный регион России
 
 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ УЧАСТНИКА КОНКУРСА
 
 
Юниорский союз «Дорога»
Петрозаводск
2002
 
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗДРАВСТВУЙ, КОНКУРС!
 
Решаем: участвовать?
Если ты читаешь эту брошюру, то это значит, что:
·         Ты – старшеклассник. Тебе уже не тринадцать, но еще не семнадцать.
·         Ты намерен решить: участвовать или не участвовать в конкурсе «Права человека в современном мире».
Если это – не про тебя, тогда, наверное, про кого-то другого? Будь другом, помоги нам: передай ему эту книжку!
Теперь всё правильно! Брошюру держит в руках именно тот, для кого она написана.
Можно начать знакомиться.
Итак, позволь пригласить тебя стать участником конкурса творческих работ «Права человека в современном мире»! Это приглашение означает, что ты можешь написать авторскую работу, отправить её на конкурс и – вполне вероятно – оказаться среди его лауреатов и победителей.
«Но зачем это нужно?» - спросишь ты. – «Неужели мало сочинений мы пишем в школе?»
Сочинений, действительно, в учебной программе предостаточно. Но школьные сочинения придуманы для того, чтобы проверять твои знания, учить тебя грамотно излагать свои мысли на бумаге. Наш конкурс – это не проверка, не предметная олимпиада по праву.
Конкурс «Права человека в современном мире» - это проект, и ты можешь стать одним из его лидеров.
Проект – это не обычное мероприятие. Проект – это такая работа, благодаря которой в нашей жизни что-то меняется к лучшему.
Но разве можно что-либо изменить не силой законов, власти и денег, а всего лишь творческими работами? Оказывается, можно!
Не случайно наш конкурс является частью большого проекта Организации Объединённых Наций. Его название говорит само за себя: «Содействие развитию образования в области прав человека в России». Цель проекта в том, чтобы в нашей стране ребят начали обучать не только физике, истории и другим привычным предметам, но и правам человека.
Знать свои права и уметь их защищать необходимо сегодня каждому гражданину. Без уважения к правам человека нельзя представить себе современное общество…
Давай остановимся и на несколько минут отложим эту книжку! Сделай-ка вот что: выгляни в окно или включи телевизор. Понаблюдай. А потом перечитай предыдущий абзац…
Спасибо! Упражнение закончено. И какой же ты из него сделал вывод?
Наверняка, не очень-то весёлый. Как ни печально, права человека еще не стали основой жизни нашего общества.
Почему так происходит? На этот вопрос можно дать очень много ответов, и все они будут правильными. Вот один из них: ценность прав человека еще не осознали сами граждане. До тех пор, пока мы сами, наши близкие, друзья и знакомые не захотят, чтобы права человека действительно соблюдались, нам не стоит надеяться на жизнь в правовом государстве. Без нашего участия ничего не изменится ни за окном, ни в «ящике».
Потому-то и важно, чтобы как можно больше людей поняли, что такое права человека и зачем они нам нужны. Среди этих людей – ученики, учителя и родители. Именно от них зависит, будут ли учить правам человека уже со школьной скамьи. Не только учить – воспитывать в духе прав человека.
Для этого и придуман конкурс «Права человека в современном мире». Он обратит на проблему прав человека внимание многих людей, которые до этого не считали её столь важной. Твоё участие в конкурсе станет большой помощью в этой работе!
Итак, участвовать или не участвовать в конкурсе? Этот вопрос ты можешь задать самому себе по-другому: «Хочу ли я внести свой вклад в распространение ценностей прав человека?» Если твой ответ утвердительный, тогда смело участвуй!
Но есть и другая сторона. Конкурс может стать полезным и для тебя самого. Ты глубже поймешь тему прав человека, познакомишься с интересными людьми, откроешь в себе новые качества и способности. А если твоя работа будет действительно интересной, то ты побываешь на межрегиональном финале. А, может быть, и на всероссийском… Но об этом – чуть позже!
 
Начинаем творить!
Итак, ты решился!
Считай, что главное сделано, и осталось совсем чуть-чуть: всего лишь написать конкурсную работу.
Но с чего же начать? Собственно, о чём писать-то? Если перед тобой встал этот вопрос, попробуй воспользоваться нашими советами!
Первый шаг. Разберись, что такое права человека. Не думай, что это очень просто! Эта брошюра лишь сориентирует тебя. Прочитав эту книжку, ты сможешь выбрать тему, которая тебе ближе. Ссылки на дополнительные источники информации позволят тебе найти необходимые материалы и познакомиться со своей темой глубже.
Второй шаг. Создай замысел работы. Тебе нужно ответить на вопрос: «Что я могу по этой теме сказать? И как лучше это сделать?» Здесь необходимо правильно выбрать жанр работы.
По условиям конкурса, ты можешь написать либо сочинение, либо эссе, либо исследование. Давай разберемся, чем они отличаются друг от друга.
Начнём с сочинения. С этим жанром знаком каждый школьник. В сочинении обычно три части: введение, основная часть и заключение. Оценивают сочинение, как ты знаешь, за грамотность и полноту раскрытия темы. Сочинение показывает, насколько глубоко ты владеешь темой: знаешь литературу, анализируешь, сравниваешь, делаешь выводы. Тебе потребуются: знание материала, кругозор, логика, объективность, грамотность. Эти умения ты и должен продемонстрировать в сочинении. Конкретную тему сочинения тебе предстоит сформулировать самому. Хорошо подумай и посоветуйся со своими консультантами! Тема должна быть такой, над которой будет интересно работать тебе самому!
Следующий жанр – эссе. В переводе с французского, слово «эссе» означает «набросок».  Этот жанр совершенно не похож на серьёзное и основательное сочинение! Главное в любом наброске – увидеть «руку мастера», то есть индивидуальность автора. Здесь – и личная позиция, и собственная манера изложения. Строгая логика, цитаты из источников,  факты, комментарии и выводы – всё это будет прекрасно смотреться в сочинении и совершенно не годится для эссе. Эссе – это прежде всего твой личный взгляд. Но это не означает, что работать над эссе проще, чем над сочинением. Сравни: каждый может нарисовать что-нибудь на листе бумаги, но лишь немногие из этих рисунков будут интересны ценителям живописи. Причина проста: чтобы авторская работа (а эссе – это авторский жанр) была интересна, нужно иметь что сказать и уметь это сказать мастерски - так, как не скажет никто другой.
Чтобы лучше понять различие между сочинением и эссе, сравним два фрагмента из работ победителей прошлогоднего конкурса. Тема одна, но жанры – разные.
Отрывок из сочинения: «Вооруженные конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети. Вот почему ряд норм международного гуманитарного права направлен на обеспечение защиты детей в условиях вооруженного конфликта. Особая защита обуславливается тем, что в силу возраста они относятся к наиболее уязвимой категории населения. Поэтому им представляется ряд дополнительных прав… Дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны. Они имеют право на медицинскую и иную помощь. …Таким образом, особая защита детей как части гражданского населения предполагает, что дети в условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением. Стороны в конфликте обеспечивают им защиту и помощь, которые требуются ввиду их возраста.» (Киршин Андрей, город Рязань)
Отрывок из эссе: «…Теплый, солнечный день. Пять часов вечера. Ничто не предвещало беды. Вдруг одна за другой небо разорвали пять ярких вспышек. Розовым цветом залило все небо. Затем сильный грохот. Первая ассоциация была с молнией. Потом оглушило, пару секунд ничего не было слышно. В нашем доме выбило все стекла, ворота погнулись и открылись от взрывной волны. В этот момент вся семья находилась во дворе, мы строили дом. Папа закричал, чтобы мы все бежали в укрытие. Через полчаса шум прекратился. Мы выбежали за ворота, огромное количество людей ринулось из центра Грозного… Они кричали, плакали, была паника, из которой мы кое-что разобрали. Бомбили центральный рынок. Я, отец и брат бросились туда. То, что я увидел там, мне снится ночами… Весь мир превратился в красное месиво… У меня закружилась голова, подступила тошнота к горлу, но я не подал вида. Весь вечер мы грузили трупы и раненых, отправляя кого в морг, кого в больницу. Это было страшно. Каждый день такого не увидишь.» (Абазов Салават, город Грозный - город Челябинск)
 
пауза…  отложим книжку...  побудем наедине с собой…
 
Возвращаемся.
На примере этих фрагментов разница между сочинением и эссе видна очень отчётливо.
Теперь поговорим о третьем жанре – исследовании. Главное отличие исследования в том, что оно добывает для людей новые знания. Чтобы взяться за исследование, представь себя учёным, который решает научную задачу. У всякого исследования есть цель. Тебе предстоит её сформулировать. Например: «Выяснить, соблюдаются ли права человека в обычной российской школе». Поставив перед собой цель, подумай, как ты её достигнешь. Для этого тебе предстоит разработать методику исследования – ответить на вопрос, каким образом ты получишь и обобщишь необходимые тебе данные. К примеру, ты можешь разработать и провести среди учеников социологический опрос. В итоге весь твой стол будет завален листочками с ответами. Ты начнёшь обрабатывать результаты и получишь новые данные. Не исключено, что добытые тобой факты будут интересными для учёных и правозащитников. Возможно, их будут использовать при создании серьёзных документов, например, Докладов о соблюдении прав человека.
 
А теперь – законспектируем:

 

Жанр
Что делает автор
Как работать
Сочинение
Автор подробно изучает тему, обобщает и анализирует, логично и грамотно раскрывает тему в своей работе.
Сформулируй тему, познакомься с литературой по теме, составь план сочинения, подбери цитаты и напиши работу.
Эссе
Автор читает статью закона, оглядывается вокруг, сравнивает прочитанное и увиденное, и пишет то, что лично он об этом думает.
Выбери тему, о которой ты не можешь не написать. Подумай, кто они, твои читатели? Пиши так, чтобы именно они поняли, что ты хочешь сказать и почувствовали то, что чувствуешь ты.
Исследование
Автор изучает состояние дел: собирает информацию, выявляет факты, их причины и следствия. Делает доказательные выводы – новые научные данные.
Выбери тему исследования. Сформулируй цель исследования. Разработай методику. Проведи сбор данных. Обобщи информацию, сделай выводы. Не забудь описать не только результаты, но и все стадии твоей работы с самого начала – что и как ты делал!
 
После того, как замысел работы создан, пора воплощать его в жизнь.
Итак, шаг третий – написание работы.
Подумай, от кого ты можешь получить помощь в создании работы. Разумеется, работу ты пишешь сам! Но это не значит, что ты должен «изобретать велосипед». Чтобы твоя работа получилась свежей, интересной, не стала повторением давно открытых истин, тебе будет полезно консультироваться с компетентными людьми. Не стесняйся спрашивать совета, но окончательное решение оставляй за собой. Если тебе это нужно, ты можешь попросить кого-нибудь из педагогов стать руководителем твой работы. Кроме того, есть возможность обратиться за консультацией к координатору конкурса, который работает в твоём регионе (список координаторов и их адреса смотри в конце этой брошюры).
Итак, за работу!
 
Что дальше?
Свою работу ты должен доставить координатору конкурса по твоему региону не позже 20 октября. Позаботься, пожалуйста, о том, чтобы твоя работа не опоздала – если ты будешь высылать её почтой, то сделай это заранее! Мы просим тебя, чтобы работа была напечатана. Очень желательно, чтобы мы получили и электронный вариант – на дискете или по электронной почте (адрес  doroga@karelia.ru). Но если у тебя совершенно нет возможности напечатать работу, тогда сгодится и рукописный вариант. Только, пожалуйста, пиши разборчиво: ведь читать твою работу будут не криптографы, а специалисты по правам человека. И не забудь вместе с работой прислать заполненную анкету участника конкурса! Она нужна для того, чтобы мы могли с тобой связаться и сообщить тебе результаты (анкету ты найдёшь в конце этой брошюры).
Первыми читателями твоей работы станут члены отборочной комиссии. Отборочные комиссии работают в каждой из областей Северо-запада. Они «забраковывают» сырые работы – написанные наспех, неграмотно… в общем, сделанные «на авось». А хорошие работы отправятся в жюри конкурса, которое будет работать в городе Петрозаводске.
Жюри выберет самые лучшие работы и пригласит их авторов на финал конкурса. Финал состоится в Петрозаводске в конце ноября.
 
Ты – в финале!
Немного помечтаем. Представим, что твоя работа получила высокую оценку жюри, и ты приглашён на финал в Петрозаводск. Но как же ты туда доберешься? Об этом позаботятся организаторы конкурса. От тебя потребуется, по большому счёту, только одно: подготовить самого себя, своих близких и учителей к тому, что неделю в школе тебя никто не увидит.
Дело в том, что финал будет длиться три дня. Прибавь время на дорогу, и собирай чемодан!
И вот ты в Петрозаводске. В первый день тебя ждёт знакомство с финалистами из других регионов северо-запада. Но не только: специалисты проведут для участников финала особую программу, которая поможет глубже разобраться в теме прав человека.
Второй день финала будет самым сложным. Тебя ожидает публичная защита творческой работы. Главными слушателями твоего выступления будут не финалисты или члены жюри, а обычные ребята. Публичная защита работ будет проходить в петрозаводских школах. Вместе мы сделаем так, чтобы с темой прав человека познакомилось как можно больше школьников. Согласись, испытание будет очень серьёзным! А мы постараемся тебе помочь.
И, наконец, третий день назовёт победителей конкурса. Финалисты, которые успешно прошли защиту, будут соревноваться в знании прав человека. Тебе пригодится не только знание конвенций, законов и других документов о правах человека. Главным будет умение правильно действовать в тех ситуациях, когда права человека нарушены. Из таких ситуаций ты должен будешь найти выход – защитить свои или чужие права.
Завершится третий день торжественной церемонией награждения победителей. Будет определено одно первое место, два вторых и три третьих. Те, кто займёт эти места, получат призы (не фантики от конфет, а действительно хорошие и ценные призы!). И – путёвки на всероссийский финал конкурса.
 
В Москву!
Кроме нашего Северо-запада, конкурс «Права человека в современном мире» проходит еще в пяти регионах страны: в Центре России, в Западной и Восточной Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Эти конкурсы также выявят по шесть победителей.
В январе 2003 года тридцать шесть победителей региональных школьных конкурсов приедут на всероссийский финал в Москву. Что ждёт суперфиналистов – пока секрет! Можно сказать одно: эта поездка станет одним из самых ярких событий в их жизни.
 
В вечность!
В 2003 году выйдет книжка под названием «Мир цвета радуги». В ней будет опубликовано 36 работ победителей региональных школьных конкурсов. Если среди них будет и твоя работа, ты обязательно получишь экземпляр этой книги по почте. А еще эта книга окажется в руках многих людей – ребят и взрослых. Для взрослых это будет возможностью посмотреть на мир глазами старшеклассников, а для ребят – первым знакомством с темой прав человека. Ясно одно: покрыться толстым слоем пыли этой книжке не грозит!
 
Последнее напутствие
Теперь ты хорошо представляешь себе свой путь участника конкурса «Права человека в современном мире». Этот путь будет непростым, но легкие пути никогда не приводят к победе!
Мы желаем тебе найти свою собственную дорогу. И верим, что ты пройдёшь её не зря!
В добрый путь!
 
 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И Я.
 
 
Раздел I
Что такое права человека?
 
1. Понятие прав человека
 
1.1 Из истории идеи прав человека.
Права человека – область знаний, тесно примыкающая к философии и, прежде всего, к этике, юридическим и политическим наукам. Истоки прав человека можно проследить в истории самых разных религиозных, философских, этических учений, начиная с глубокой древности.
Так, во всех мировых религиях выражена идея «не поступать с другим человеком так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой».
Идея комплекса прав, которые человек получает от рождения, чётко сформулирована у греческих и римских стоиков.
Однако, понимание абсолютной ценности отдельной личности («единицы») появилось довольно поздно. Особое отношение к человеку, как к цели всего, что происходит в этом мире, сформировалось лишь к XVII-XVIII векам.
Важной для формирования идеи прав человека стала мысль о том, что «власть - это слуга людей», и поэтому её полномочия должны быть ограничены. Первым примером ограничения власти стала английская «Великая Хартия Вольностей» (1215 год). Следующий шаг был сделан с принятием Конституции США. Законодательная власть (как и исполнительная) стала лишь одной из «ветвей» власти. Её, прежде всего, ограничила сама Конституция, как нечто, стоящее выше и законодательной, и исполнительной власти. И если какая-то из «ветвей» начинает «вылезать» за отведённые ей рамки - существует Конституционный суд, который вовремя может указать той или иной власти на границы её полномочий.
Важнейший элемент современного государства - наличие специальных процедур, которые дают возможность человеку легально (и, естественно, мирно) выступать против власти. Если же таких процедур нет, если они не закреплены законодательно и не обеспечены реально, то права человека соблюдаться не могут. Ибо власть остается всесильной, и люди не имеют мирных и эффективных способов борьбы с произволом.
Итак, мы выделили три момента, важных для понимания прав человека:
·         осознание значимости отдельной человеческой личности;
·         необходимость ограничения государственной власти;
·         наличие в государстве процедур, дающих возможность человеку не чувствовать себя беззащитной единицей, и, при необходимости, мирно выступать против власти.
 
1.2 Современная концепция прав человека.
Права человека - это правила, относящиеся к так называемым «вертикальным» отношениям - т.е. отношениям между властью (в широком смысле слова) и человеком. «Горизонтальные» же отношения, отношения между людьми - родственниками, соседями, прохожими, партнёрами - к правам человека отношения не имеют. Если один человек убил другого во время драки, то он - не нарушитель прав человека, а уголовный преступник, убийца. Но если убийство совершил представитель власти (например, милиционер), то этот факт будет рассматриваться как нарушение государством прав человека (в частности, права на жизнь).
«Если говорится, что у человека есть право на что-то, это значит, что те, у кого есть власть, должны сделать что-то для него, т.е. моему праву соответствует та или иная обязанность государства,» - пишет известный польский правозащитник Марек Новицкий. Например, если есть право на обучение, то это значит, что обязанностью государства является организация системы школ. Это не значит, что все школы должны быть бесплатными. Это значит, что государство ответственно за то, чтобы такая система работала.
Конституция Российской Федерации провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы (статья 2) и предусматривает обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
 
1.3 Соотношение прав и обязанностей.
Часто пониманию сущности прав человека мешает привычное словосочетание «права и обязанности». Если у человека есть обязанность, это означает, что он должен кому-то, что его обязали, т.е. предполагает внешний контроль над его действиями. Например: «Я обязан приходить в школу к 8.30. Иначе у меня будут неприятности».
Права есть у человека не потому, что он выполняет свои обязанности, а уже только потому, что он человек. Обязанности перед государством у человека действительно есть, но они - результат того, какое государство люди построили и какие права ему передали. Права у человека есть независимо от того, выполняет он свои обязанности или нет.
Что касается обязанностей человека перед государствам, то их всего-навсего три, и все они закреплены в Конституции России. Причём, основных  - две: платить налоги и защищать Родину. Если люди не будут платить налоги или защищать государство, то государство будет не в состоянии выполнять свои функции по обеспечению прав человека. Ещё одна обязанность – сохранять природу и окружающую среду. Больше обязанностей перед государством у нас нет. Правда, ряд учёных выделяют и такую обязанность - свергнуть власть, которая нарушает права человека. Эта обязанность содержалась, в частности в первой Конституции Франции. Однако, в современных конституциях  таких норм нет.
 
1.4 Правовое государство.
Правовое государство – это такое государство, в котором человек может с большой вероятностью сказать, как ответит государство на его действия. То есть, если я сделаю что-то, то ответ государства будет таким-то, а не каким-либо еще.
Концепция правового государства возникла как идея, направленная на установление пределов всевластия государства.
Основными признаками правового государства являются:
1. Обеспечение прав граждан, прав участников общественных отношений. Правовое государство является таковым не потому, что в нем на первом месте находятся закон и правопорядок - в этом случае мы имеем законное государство, государство законности. Правовое государство ставит в центр своего внимания именно права человека.
2. Право и закон господствуют во всех сферах общественной жизни. Государство, устанавливая законы, не вправе само же их нарушать.
3. Правовое государство основывается на идее правового закона. Не всякий закон можно назвать правовым. Одно из главных требований к правовому закону - соблюдение прав человека.
Конституция провозгласила Россию правовым государством (статья 1), и государство обязано воплотить указанные принципы в жизнь.
В заключение приведём слова Марека Новицкого, точно определяющие место прав человека среди других жизненно важных ценностей: «Права человека сами по себе не обеспечивают благоденствия, благосостояния и т. п. Они дают лишь необходимую защиту от насилия, произвола, унижения - прежде всего, самого сильного из возможных субъектов - государства. Это - не достаточное, а необходимое условие для нормальной жизни. Никакой добрый правитель не может заставить людей быть свободными. Нельзя заставить людей пользоваться своими правами. Это акт свободного выбора. Сама суть прав человека подразумевает, что гарантом их реализации должны выступать сами граждане».
Вопросы для размышления:
Почему идея прав человека еще не стала приоритетной в России ни для граждан, ни для государства?
Идёт ли Россия по пути построения правового государства? Может быть, это миф, внушаемый нам властьимущими? Может быть, мы от него очень далеки, и стремления приблизиться к нему вообще нет?
Несём ли мы, граждане, ответственность за то, что Россию до сих пор нельзя назвать правовым государством ?
Какие, на ваш взгляд, первоочередные меры могут привести к скорейшему построению в России правового государства?
 
 
2. Классификация прав человека
 
Необходимо понимать различие между правами и свободами. Права - это «позитивные правила». Они налагают на власть определённые обязательства по отношению к каждому человеку. Свободы – это так называемые «негативные правила». Они налагают на власть запрет вмешиваться в те или иные сферы нашей жизни. Например, свобода совести – это запрет вмешательства государственной власти в вопросы религиозных убеждений человека.
Мое право – это обязанность власти для меня что-то сделать, моя свобода – это запрет ей вторгаться в какую-либо область моей жизни.
В 70-х годах ХХ века появилась концепция «трёх поколений» прав человека. Сторонники этой концепции делят права человека на три поколения по времени их возникновения:
1. Первое поколение – личные и политические права, провозглашенные Великой французской революцией, а также американской борьбой за независимость;
2. Второе поколение - социально-экономические права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;
3. Третье, новейшее поколение - права коллективные, провозглашенные странами третьего мира: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду и право на развитие.
Однако, не все ученые признают права третьего поколения. Так, например, М.Новицкий в статье «Что такое права человека» писал: «Права человека – не коллективные, а индивидуальные. В качестве субъекта этих прав выступает человек. И поэтому в рамках прав человека нельзя говорить о правах меньшинств – это язык и предмет политики».
В Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека и гражданина делятся на личные («права на независимость»), политические («права на участие»), социально-экономические и культурные («права на развитие»).
 
2.1 Личные права и свободы.
Личные права и свободы также называются гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.
Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства.
К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.
 
2.2 Политические права и свободы.
Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством. Политические права и свободы являются неотъемлемым атрибутом цивилизованного общества.
Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Как правило, они начинают действовать с момента достижения гражданином совершеннолетия.
К политическим правам относятся: право на управление делами государства; право на обращение; свободу передвижения; свободу слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений (ассоциаций) и др.
 
2.3 Экономические, социальные и культурные права.
Социально-экономические права (наряду с культурными правами) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Объём и степень реализации социально-экономических прав во многом зависят от состояния экономики, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами менее развиты.
К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.
Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.
 
Помимо вышеназванных классификаций, все права также делятся на две категории: материальные и процессуальные. Материальные права – это конкретные права и  свободы, принадлежащие человеку (например, право на образование). Процессуальные – это предоставленные в распоряжение человека способы действия, с помощью которых человек заставляет власть соблюдать и выполнять материальные права (например, право на судебную защиту, право на обжалование действий и решений органов власти).
Вопросы для размышления:
Почему для большинства наших сограждан важнее права, чем свободы?
Почему во всех развитых странах политические права рассматриваются как первостепенные, без которых немыслимо осуществление социально-экономических прав, а в России – наоборот?
 
 3. Национальные механизмы защиты прав человека
 
Статья 46 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Способы защиты прав и свобод человека делятся на судебные, административные и иные.
 
3.1 Судебная форма защиты
Суд – это основной механизм защиты прав человека. Особенность данного способа защиты заключается в том, что судьи независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. Никто не вправе осуществлять воздействие на судей в какой бы то ни было форме.
Судебную систему России составляют: конституционные суды во главе с Конституционным судом Российской Федерации, арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. Обязанность рассматривать обращения граждан возложе­на на каждый суд, входящий в судебную систему страны, кроме арбитражных судов, поскольку они разрешают только дела с участием юридических лиц (предприятий, государственных органов и т.д.).
После использования всех национальных способов юридической защиты, гражданин может обратиться за защитой своих прав и свобод в международные судебные учреждения.
Судебная защита – необходимая и самая эффективная гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Однако, суд является далеко не единственным органом защиты прав и свобод человека и гражданина.
 
3.2 Административная форма защиты
Согласно статье 33 Конституции, граждане «имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Это предполагает, что гражданин может подать жалобу на действие должностного лица или государственного органа в вышестоящий орган.
К административным формам защиты прав человека также относится надзор за соблюдением законов  всеми органами исполнительной власти со стороны Прокуратуры. Осо­бым видом прокурорского надзора является надзор за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина.
Прокурорский надзор в России может являться весьма действенным способом защиты прав граждан от нарушений со стороны властей. Органы прокуратуры обязаны принимать меры по жалобам граждан, содержащим сведения о нарушении законов.
 
3.3 Иные способы защиты
Также защита прав человека осуществляется с помощью Комиссии по правам человека при Президенте России и через институт Уполномоченного по правам человека.
Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) пока еще остаётся малоизвестным для российских граждан. Данный институт был закреплен Конституцией России в 1993 году.
В классическом виде омбудсмен - это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие силу закона. Однако, институт омбудсмена  является действенным средством защиты прав человека, а также свободы печати, свободы собраний и слова, которые могут стать объектом  ущемления со стороны представителей власти.
Должность омбудсмена принадлежит к наиболее важному инструменту укрепления уважения к правам человека и закона в демократическом государстве. Потребность в этом институте возникает тогда, когда существующие институты не могут решить всех контрольных задач, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.
 
Вопросы для размышления:
Оцените действенность механизмов защиты ваших прав или прав ваших близких.
Насколько активно наши граждане пользуются своими процессуальными правами, используют возможности суда, прокуратуры? Почему?
 
4. Международно - правовые механизмы
защиты прав человека
 
К концу ХХ века соблюдение прав человека стало заботой всего мирового сообщества. Права и свободы человека перестали считать «внутренним делом» государства. Они стали предметом международной защиты.
Конституция Российской Федерации решила проблему соотношения общих принципов международного права и российского: общепринятые стандарты международных норм входят в систему нашего права. Международные принципы имеют приоритет над национальным законодательством, и, в случае противоречий, применяются нормы международного права.
Международные процедуры защиты прав человека включают: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в области обеспечения прав человека; рассмотрение претензий государств друг к другу на нарушение таких обязательств; рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушение прав человека.
 
4.1 Организация Объединенных Наций
Права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН. Эта Декларация не носит обязательного характера. В ней провозглашаются цели и принципы, которые имеют характер морального обязательства. Вместе с тем, большое количество законов и правовых документов стран, входящих в ООН, основано на принципах, провозглашенных во Всеобщей декларации. Многие страны цитируют Декларацию или включают ее положения в свое базовое законодательство, в том числе в конституции. Её принципы лежат в основе многих пактов, конвенций и договоров по правам человека, заключённых после 1948 года. 
Одним из величайших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода правовых документов по правам человека. Впервые за всю историю был создан универсальный кодекс прав человека, приемлемый для разных стран и народов. 
Наиболее широкими обязательными соглашениями по правам человека, заключёнными под эгидой ООН, являются Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые в 1966 году.
В системе ООН существуют шесть комитетов, которые обеспечивают контроль за соблюдением странами подписанных ими договоров о правах человека. Их называют «органами по контролю за соблюдением договоров»: 
-         Комитет по ликвидации расовой дискриминации; 
-         Комитет по правам человека; 
-         Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; 
-         Комитет против пыток; 
-         Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; 
-         Комитет по правам ребёнка. 
Эти комитеты могут призвать правительства представить ответы на те или иные обвинения и имеют полномочия принимать решения, содержащие критические замечания или рекомендации.
 
4.2 Европейский суд по правам человека.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 году, носит обязательный характер. Санкции за нарушение норм Конвенции закреплены в ней же. Какую ответственность понесёт государство-нарушитель, определяет Европейский Суд по правам человека, который находится в Страсбурге.
Вступив в Совет Европы в 1996 году и ратифицировав Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также протоколы к ней, Россия признала обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека.
Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществле­нием наблюдает Комитет министров Совета Европы. Члены Совета Европы постоянно кор­ректируют свое законодательство и административную практику под влияни­ем решений Суда. Европейский Суд побуждает государства пере­сматривать действующее законодательство и практику его при­менения. Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, долж­на не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, выте­кающие из права, создаваемого решениями Суда по правам человека. 
Главная положительная черта межгосударственных механизмов защиты – это независимая правовая оценка спора с учётом международного и национального законодательства.
 
Вопросы для размышления:
Почему граждане России не используют в полном объеме международные механизмы защиты своих прав?
 Нужна ли международная защита прав человека, или достаточно внутригосударственных способов?
 
РАЗДЕЛ II
Личные права
 
1. Право на жизнь. 
Жизнь человека – высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым. Мы уже рассматривали отличие прав человека от свобод. По прямому смыслу, право на жизнь – это не право, а свобода человека, потому что у государства нет обязанности произвести человека на свет, но существует другая обязанность властей - не убивать и не допустить убийства. Поэтому эта, самая важная свобода человека закреплена во многих международных актах и Конституции Российской Федерации, и означает охрану законом жизни и недопустимость произвольного лишения человека жизни.   
Во многих странах, особенно находящихся под вли­янием католической церкви, право на жизнь рассматрива­ется как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.
Право на жизнь также предполагает проведе­ние государством миролюбивой внешней политики, исклю­чающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и другие) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а так­же от применения вооруженной силы как средства разре­шения международных споров.
В связи с определением права на жизнь возникает множество проблем, большинство из которых касается вопроса лишения жизни человека. Так, законодательство России предусматривает применение в качестве исключительной меры наказания смертной казни. Однако, вступление в 1996 году в Совет Европы наложило на  Россию обязательство отказаться от применения смертной казни, и это обязательство нашей страной выполняется.
    
2. Достоинство личности
 
Каждый человек представляет собой высшую ценность как суще­ство, наделенное разумом, волей и чувствами, т.е. качествами, которые выделяют его из окружающего мира. Достоинство - признание за че­ловеком этой ценности, независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие. Каждый человек имеет право на то, чтобы никто не умалял его достоинство и не наносил урон его чести.
В части первой статьи 21 Конституции РФ говорится об охране достоинства личности. Эта гарантия дается любому человеку. Охра­няется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но и ребенка, и душевнобольного. В частности, оскорбление таких лиц, даже ими не осознаваемое, - это преступление.
Ни преступление, повлекшее заточение право­нарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность и нищета, за­ставляющая просить милостыню, ни тяжкая либо позорная, по общеп­ринятым представлениям, болезнь - ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности. Особенно остро стоит вопрос о защите достоинства личности в тех местах, где человек оказывается «в чужой власти», т.е. становится объектом воспитания, лечения, государствен­ного или военного управления с его чинопочитанием и строгой дисцип­линой (школа, больница, тюрьма, армия, чиновничья служба). Лич­ность, ограниченная в правах, поставленная в служебную или иную зависимость, особенно нуждается в уважении ее достоинства.
 
Вопросы для размышления:
Насколько государство обеспечивает соблюдение личных прав граждан? Например, рассмотреть нынешнее состояние российской армии (соблюдение прав рядового военнослужащего), рассмотреть проблему пыток в органах внутренних дел и т.д.
 
 
РАЗДЕЛ III
Политические права
1. Право избирать и быть избранным.
Данное право является составной частью более широкого права – права на участие в управлении делами государства, в которое помимо «избирательного» права также входят: право на равный доступ к государственной службе и право на судебную защиту.
Примечательно, что в Европейской конвенции по правам человека, к которой Россия присоединилась в 1996 году, право избирать и быть избранными называется иначе – право на периодическую смену власти посредством прямых, тайных, равных и всеобщих выборов.
Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и воз­можность:
а) принимать участие в ведении государственных дел как непо­средственно, так и через посредство свободно выбранных представи­телей;
б) голосовать и быть избранным на подлинно демократических вы­борах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеи­зъявление избирателей.
Высшим непосредственным выражением народного волеизъявле­ния являются демократические свободные выборы в органы государст­венной власти и в выборные органы местного самоуправления, а также выражение своего мнения по наиболее важным проблемам жизни госу­дарства на всенародном голосовании - референдуме.
В России право граждан избирать (активное избирательное право) наступает с достижением гражданского совершеннолетия, т.е. с 18 лет, когда граж­данин может самостоятельно осу­ществлять полный объем прав и обязанностей. Право гражданина быть избранным в органы государственной влас­ти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) наступает позднее. 
В то же время, всеобщее избирательное право допускает ряд ограниче­ний. Они касаются граждан, не способных по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности. Другой вид ограничений касается лиц, находящихся в местах лише­ния свободы - заключённых.
Вопросы для размышления:
Позволяет ли гражданам участие в выборах оказывать реальное влияние на государство? Выборы – фикция или действенный механизм зарождения в России правового государства?
 
2. Свобода слова.
Как правило, у личности возникает потребность выразить свое отношение к внешнему миру, событиям и явлениям, передать это отношение людям. Человек может осуществить эту потребность, благодаря свободе слова - праву выражать свои мысли устно, письменно, в политических и философских концепциях, в художественных образах и т.д.
Однако, это право не может быть безгранично. Цивилизация в интере­сах сохранения мира, безопасности, морали, культуры выработала определенные ограниче­ния в пользовании этим правом. Эти ограничения должны быть установлены зако­ном и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, обществен­ного порядка, здоровья или нравственности населения.
Конституция России в статье 29 указывает конкретные случаи, в которых воз­можно ограничение свободы слова: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или ре­лигиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, на­ционального, религиозного или языкового превосходства».
В то же время, проблема свободы слова в России достаточно болезненна. Российские СМИ испытывают давление со стороны государства как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Вопросы для размышления:
Возможна ли свобода слова без независимых от государства средств массовой информации?
Чем вы можете объяснить попытки государства взять СМИ под свой контроль?
 
 
РАЗДЕЛ IV
 Социально-экономические права.
 
1. Основные виды социально-экономических прав
 
В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был ратифицирован нашей страной в 1967 году. Государства-участники взяли на себя обязательства принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пакте прав. Конституция Российской Федерации, согласно данному обязательству, содержит все закрепленные в пакте права. В их числе:
 
Право быть собственником (статья 35 Конституции)
В собственности человека может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые не могут принадлежать гражданину по соображениям государственной или общественной безопасности. Собственник может пользоваться и распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.
Право на труд (статья 37 Конституции)
Человек вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Оплата труда должна быть не ниже установленного законом минимума.
Право на отдых (статья 37 Конституции)
Работнику гарантируются установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Право на социальное обеспечение (статья 39 Конституции)
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в  других случаях, установленных законом.
Право на жилище (статья 40 Конституции)
Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Право на охрану здоровья (статья 41 Конституции)
Согласно Конституции, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно.
Право на образование (статья 43 Конституции)
Каждый имеет право бесплатно получить среднее образование. Высшее образование гражданин вправе бесплатно получить на конкурсной основе.
 
Вопросы для размышления:
Какое значение для человека имеет международное и конституционное закрепление указанных прав?
Какие из этих прав соблюдаются не в полном объеме или вообще не соблюдаются в нашей стране? По каким причинам это происходит?
 
 
2. Права ребенка
В 1989 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Международная Конвенция о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной. Конвенция признает, что ребенок нуждается в защите, и поэтому имеет особые права.
Некоторые положения Конвенции о правах ребенка:
·         Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.
·         Государство обеспечивает ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
·         Ни один ребенок не может быть подвергнут незаконному вмешательству в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконному посягательству на его честь и репутацию.
·         Государство должно обеспечивать защиту детей от всех форм жестокого обращения.
·         Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих человеческое достоинство ребенка.
·         Государство должно принять все необходимые меры для защиты ребенка от наркомании.
·         Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания их под стражей, должны быть обеспечены специальные условия для восстановления здоровья и реабилитации.
 
Полный текст Конвенции о правах ребенка ты можешь найти в любой библиотеке.
 
Вопросы для размышления:
Какое значение для детей России имеет Конвенция о правах ребенка?
Необходимо ли самим детям знать права, закрепленные в Конвенции?
Все ли права, закрепленные в Конвенции, действительно соблюдаются? По каким причинам?
 
Положения Конвенции о правах ребенка закреплены во многих законах нашей страны.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержит интересные механизмы, позволяющие ребенку защищать свои права. В частности:
·         Если работники школы нарушают права ребенка, ученики вправе потребовать от администрации школы провести дисциплинарное расследование. В комиссию, которая будет проводить расследование, школьники могут направить своих выборных представителей. Если решение, принятое администрацией, учеников не устроит, они имеют право через своих выборных представителей обратиться за помощью в вышестоящие органы.
·         Ученики могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав, в том числе на территории и в помещении школы.
·        На видном месте в школе должны быть вывешены: текст устава школы, правила внутреннего распорядка, списки государственных органов, которые контролируют соблюдение прав ребенка. При этом должно быть указано, как с ними можно связаться.
 
Вопросы для размышления:
Выполнены ли эти требования Закона в твоей школе?
Читал ли ты устав своей школы? Знаешь ли ты, какие права он даёт тебе, как ученику?
Есть ли в твоей школе органы ученического самоуправления – выборные представители обучающихся? Признаёт ли администрация школы их право защищать нарушенные права учеников?
 
 
 
Список рекомендуемой литературы по правам человека:
 
1.                   Азаров А.Я. Права человека: Новое знание. М., 1995.
2.                   Боголюбов Л.Н. и др. Человек и общество. М., 1995.
3.                   Гуманитарная сфера и права человека: Сб. документов. М., 1992.
4.                   Давлетшина Н.В. и др. Демократия, государство и общество. М., 1995.
5.                   Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России. М., 1993.
6.                   Краковский К.П., Ньютон Д., Роу Д. Ты и твое право. Ростов-на-Дону, 1998.
7.                   Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 1992.
8.                   Лобов М.Б. Вопросы применения Европейской конвенции по правам человека. Сб. докладов. М., 2001.
9.                   Малышевский А.Ф. Мир человека.  М., 1995.
10.               Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.
11.               Международная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов. М., 2001.
12.               Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Вып.2. М., 1993.
13.               Никитин А.Ф. Права человека. М., 1993.
14.               Права ребенка. Сб. документов и статей. М., 1992.
15.               Права человека. Вопросы и ответы. ЮНЕСКО, 1993.
16.               Права человека в России: прошлое и настоящее. Пермь, 2000.
17.               Права человека: Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
18.               Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.
19.               Сборник ООН для школьников старших классов. М., 1995.
20.               Свобода. Равенство. Права человека. М., 1997.
21.               Семина Л., Фесуненко И.,Черткова Ю. Право на каждый день. М., 1997.
22.               Соколов Я.В. Права человека. М., 1992.
23.               Шабельник Е., Каширцева Е. Права на всякий случай. М., 1995.
24.               Шабельник Е., Каширцева Е. Ваши права. М., 1995.
 
 
Интернет-ресурсы по правам человека:
Human Rights International:
http://www.hri.ru/
Автономная некоммерческая организация Институт прав человека:
http://www.hrinstitute.ru/main.html
Институт прав человека:
http://www.hrights.ru/
Молодежный центр прав человека:
http://www.humanist.ru/
Образование в области прав человека:
http://www.proobraz.ru/
Права человека в России:
http://www.hro.org/
 
Интернет-ресурсы по теме «Права ребенка»:
Сайт «Права и дети»:
http://school-sector.relarn.ru/prava/
Материалы по правам ребенка на сайте «Права человека в России»:
http://www.hro.org/editions/child.htm
«Детская общественная приёмная»:
http://kids.alledu.ru/index.shtml
Учебник ученического самоуправления на сайте Юниорского союза «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/now/selfgov.htm
 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРИЛОЖЕНИЯ.
 
 
Первый - отборочный этап конкурса - организуют координаторы конкурса в регионах. Именно они принимают творческие работы и оказывают участникам методическую помощь. Работы должны быть получены координатором по Вашему региону не позже 20 октября 2002 года!
Координаторы в регионах
Анкета участника конкурса
 

 
«Права человека в современном мире»
Путеводитель участника конкурса творческих работ старшеклассников
 
Редактор-составитель - Д.В.Рогаткин
 
Материалы разработали:
Часть I - Д.В.Рогаткин, координатор Юниорского союза «Дорога».
Часть II, разделы 1-3 - И.Е.Пальцев, С.Н.Табаков и другие юристы Правозащитного союза Республики Карелия.
Часть II, раздел 4 - Л.О.Спиридонова, юрист Карельского союза защиты детей.
 
Издание осуществлено на средства Проекта ООН «Содействие развитию образования в области прав человека в России», предоставленные Благотворительным Фондом поддержки инициатив гражданского общества «Точка Опоры».
 
Юниорский союз «Дорога»
Петрозаводск
2002

На главную страницу конкурса