Вернуться к Декаде Крапивина    Вернуться к содержанию раздела    Вернуться к содержанию странички


“Вызываем вас на дуэль!”

сценарий телепередачи

В студии находятся:

Дети - любители Крапивина, разделенные на три команды по 12 человек.

Оформление: детские рисунки, книги В.П.Крапивина, зеленый флаг с белыми ладошками. Напротив мест команд - столбики для “антигероев” - отрицательных персонажей крапивинских книг: Капрал (книга “Журавленок и молнии”), Совков Тихон Михайлович (книга “Всадники со станции Роса”), педагог Ева Петровна Красовская (книга “Колыбельная для брата”).

Ничто не предвещало бури

Первый кадр: ведущий-2 с гитарой среди детей.

Начало передачи: исполняется песня “Та сторона, где ветер”. Поднимается флаг.

Ведущий-2 откладывает гитару.

Ведущий 2: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о творчестве замечательного писателя Владислава Крапивина. Недавно петрозаводские ребята праздновали юбилей Владислава Петровича - 14 октября ему исполнилось 60 лет. Этому событию была посвящена Декада Крапивина, которую проводил Юниорский Союз “Дорога”. Во время Декады мы еще раз увидели, что Владислав Крапивин - писатель необычный. Его книг нет в обязательной школьной программе. Читают их не для того, чтобы получить хорошую отметку по литературе, а просто для себя. У этих книг есть одно удивительное свойство: если ты впервые прочитал книгу Крапивина, и она тебе понравилась, то ты обязательно перечитаешь и остальные его произведения. И тогда Владислав Крапивин станет твоим настоящим другом, и его книги не раз помогут тебе в жизни.

В чем же секрет Владислава Крапивина? Почему уже более 30 лет ребята не расстаются с его книгами? Об этом сегодня мы поговорим с теми, кто уже открыл для себя этого прекрасного писателя.

Представляю вам наши команды.”

Ведущий 2 называет команды, команды выкрикивают свои девизы.

Ведущий 2: “Ребята, скажите пожалуйста...”

Дуэльный костюм команды лицея № 1 - шляпы-пирамиды Джонни Воробьева

Стук в дверь, входит мальчик Женя с конвертом, сумкой на ремне и в кепке.

Танец маленьких лебедей из Дороги

Женя: “Тук-тук-тук!”

Ведущий 2: “Кто там?”

Женя: “Это я, почтальон Женя. Принес письмо. Срочное. Получите и распишитесь.”

Ведущий 2 получает пакет, расписывается.

Ведущий 2: “Та-ак. Рогаткину Денису. Анонимка. Прочитать вслух. Ого! Сейчас прочитаем. “Здравствуйте, неуважаемые дети! Вам не удастся сегодня тихо-мирно рассуждать о вашем любимом Крапивине. Потому что мы - против этого писателя. Мы убеждены, что книги Крапивина вредны. Нас оскорбляет, что вы его любите. Поэтому мы вызываем вас на дуэль. Прямо сейчас и прямо здесь. Предупреждаем: мы сильнее, поэтому лучше сдаться сразу. А если все-таки захотите с нами бороться, выберите, какая из ваших команд с кем из нас будет драться. Наши портреты лежат в этом конверте. Вас, господин Денис Рогаткин, просим быть нашим секундантом. Даем вам на размышление одну минуту” Подписи нет. Что будем делать, ребята?”

Возгласы из команд: “Будем защищаться!”, “Вот и щиты пригодятся!”.

Ведущий 2 достает маски.

Ведущий 2: “Тогда будем выбирать противников. О, да это же не портреты! Это просто маски. Между прочим, ваши противники живут под масками вполне добропорядочных людей. Капитаны, выбирайте”.

Капитаны команд выходят и распределяют между собой маски.

Ведущий 2: “А еще вам тоже понадобится секундант. Кого вы попросите стать им?”

Возгласы: “Оксану!”

Ведущий 1: “Хорошо, я буду вашим секундантом И сразу хочу дать вам совет. Ребята, вы должны разоблачить этих анонимов! Если вы не узнаете, кто скрывается под этими масками, победить вам будет очень трудно. Будьте внимательны!”

Ведущий 2: “Первая маска, прошу!”

На свое место выходит первая маска - Капрал.

Капрал изумлен

Капрал: “Вы что - до сих пор читаете Крапивина? Да ни за что не поверю! Он же устарел безнадежно! Вы еще не родились, а я уже объяснял одному крапивинскому герою, что с такими идеалами, как у него, в нашей суровой жизни далеко не уедешь. Я говорил ему: все вокруг врут и воруют, а честностью только прикрываются. Твой отец домой на грузовике приезжает? Приезжает. А бензин чей? Казенный. Значит, даже отец твой ворует. А он мне: нет, говорит, у папы премии за экономию горючего. В общем, смотрел на все сквозь розовые очки, и сам потом за это поплатился.

Вы, я слышал, не только сами Крапивина читаете, а еще и приятелям своим эти книжки подсовываете? Вы что, хотите, чтобы все стали такими же наивными и глупенькими, как крапивинские герои? Я бросаю вам перчатку, потому что сейчас нужны другие люди - те, которые знают жизнь и умеют в ней хорошо устроиться”.

Капрал бросает команде перчатку с обрезанными пальцами и заклепками.

Ведущий 1: “Ребята, вы узнали, кто скрывается под этой маской?”

Ответ команды, против которой выступает Капрал. В случае неправильного ответа - ответы других команд.

Капрал: “Да, вы меня разоблачили. Но дуэль вам все равно не выиграть - я прав на все 200 процентов!”

Ведущий 2: “А теперь - вторая маска!”

Выходит Совков.

Совков: “В книгах Крапивина творится форменное безобразие! В книге, в которой я проживаю, маленький мальчик при всех обвинил меня, взрослого человека, в подлости. Ему, видите ли, не понравилось, что я прочитал его письмо родителям. Я сделал мальчику замечание за его вызывающее поведение, а он обиделся и отправился домой. Потом его искали, оторвали от своих дел много людей. Он же считает себя во всем правым, и автор его поддерживает. Я за то, чтобы была дисциплина. А ваш Крапивин делает из таких вот хулиганов героев, и этим ее подрывает. Если вы хотите быть на них похожими, я буду с вами бороться. Вот вам моя перчатка. Так, где же она?.. Это - для анонимок, это - из третьего отряда... А, вот!”

Совков: сейчас я брошу вам перчатку!

Роется в портфеле, выкидывает из него конторские бланки, рогатку. Достает резиновую перчатку, надувает и бросает команде.

Ведущий 1: “Кто же, по мнению команды ..., скрывается под этой маской?”

Ответ команды.

Совков: “Не думал, что моя известность столь велика. Значит, книги вашего Крапивина опасней, чем я думал. Теперь от меня поблажек не ждите - буду бороться до конца!”

Ведущий 2: “Встречаем третью маску”.

Выходит Ева Петровна.

У Евы Петровны просто нет слов!

Ева Петровна: “Как классный руководитель, которому, к сожалению, пришлось воспитывать так называемых крапивинских героев, я твердо знаю, что книги Крапивина вредны. Эти книги учат детей тратить свое бесценное время попусту! Так называемые крапивинские герои просто ненавидят общественную работу и другие полезные занятия - им бы только попадать в разные переделки и приключения. Однажды несколько учащихся моего класса сбежали с хора. Вместо того, чтобы готовиться выступать за честь школы, они залезли в гардероб и украли у молодой практикантки кошелек. Я против таких приключений, поэтому бросаю вам свою перчатку, даже две!”

Снимает с рук дамские перчатки и бросает команде.

Ведущий 1: “Итак, кто же бросил вам вызов?”

Ответ команды.

Ева Петровна: “Вы догадливы, молодые люди. Но не рассчитывайте, что ваша догадливость поможет вам уйти от ответа!”

Ведущий 2: “И все-таки, господа антигерои - позвольте мне так вас называть - мы не можем отдать на споры с вами всю сегодняшнюю передачу. Сегодня мы обязательно должны рассказать о ребятах, которые стали победителями в конкурсах Декады Крапивина. Одним из них был конкурс на лучшую иллюстрацию к книгам Владислава Петровича. Победителя выбирало Большое детское жюри. В его состав входило более ста ребят, участвовавших в крапивинском фестивале. Каждый из них отмечал те работы, которые понравились ему больше всего. В итоге третье место заняла работа Крапивина Вовы из лицея № 1, второе место - серия рисунков Тряпицыной Лены из 17-й школы к книге “Рыцарь прозрачного кота”, а первое место - коллаж по произведениям Крапивина шестиклассниц первого лицея Ершовой Светы и Давыдовой Кати.”

Рисунки показываются крупным планом, аплодисменты.

Ведущий 1 обращается к антигероям: “Господа, позвольте вам в последний раз предложить отказаться от поединка и решить дело миром”.

Совков: “Нет, мы будем драться. Мы абсолютно уверены в своей победе”.

Ведущий 2: “Тогда прошу - к барьеру!”

Совков: “Книги Крапивина наносят огромный вред, потому что они разрушают дисциплину. Нормальный ребенок, прочитав Крапивина, может запросто стать хулиганом. Одна девочка так и написала в своем сочинении: мол, читая Крапивина, я становлюсь другой, а помогает мне в этом Сережа Каховский из книги “Мальчик со шпагой”.

Показывает сочинение Андроновой Алены.

Совков: “А этот самый Каховский - настоящий хулиган и злостный нарушитель дисциплины.

Однажды, например, ему не понравилось, что учительница захотела продемонстрировать родительскому собранию дневник его малолетнего дружка. Дневник с кучей двоек был помещен на стенд “Они нас позорят”. Каховский решил покрыть дружка и попросту украл этот дневник со стенда. Потом он говорил, что хотел избавить этого двоечника от гнева отца. Якобы, отец избивал мальчика. Но какое это имеет значение? Кража - это и есть кража. Ваш Каховский - просто вор, а вы еще хотите быть на него похожими! Я считаю, что если книги Крапивина не запретить, то скоро все дети станут хулиганами и авантюристами!”

Один на один с антигероем.

Ведущий 1: “Противник нанес команде ... серьезный удар. Защищайтесь!”

Защита команды.

Ведущий 2 обращается к Совкову: “У Вас есть право на ответное слово. Хотите ли Вы им воспользоваться?”

Совков выступает с ответным словом.

Ведущий 1: “Первый поединок нашей дуэли закончен. Сейчас мы обследуем место боя, чтобы решить, кто же вышел из него победителем. А помогут нам в этом команды ... и ... Что еще вы ответили бы гражданину Совкову, если бы драться с ним пришлось вам?”

Ответы представителей команд.

Ведущий 2 обращается к ведущему 1: “Коллега, теперь мы можем подвести итог первого боя. Возьмите карточку и напишите на обратной стороне имя победителя.”

Секунданты пишут имя победителя - каждый на своей карточке.

Ведущий 2: “Итак, смотрим. Победила в первом бою команда ... (или антигерой, или ничья).”

Аплодисменты.

Ведущий 1: “Команде ... удалось сорвать с Тихона Михайловича Совкова маску благопристойного человека, и гражданину Совкову теперь придется жить без нее.”

Ведущий 2 забирает маску у Совкова и передает команде.

Аплодисменты.

Ведущий 2: “И вновь позвольте прервать нашу дуэль для того, чтобы рассказать об участниках еще одного конкурса Декады Крапивина - конкурса сочинений. Темы для сочинений были не совсем обычными: можно было написать письмо одному из героев крапивинских книг, поговорить с самим писателем, и даже представить самого себя одним из его новых героев. Первое место в конкурсе сочинений заняла Андронова Алена из седьмой школы. Она пишет...”

Ведущий 2 зачитывает фрагмент из сочинения Андроновой Алены.

Аплодисменты.

Ведущий 2: Все рисунки и сочинения, участвовавшие в нашем конкурсе, после этой передачи мы пошлем Владиславу Петровичу Крапивину. Это будет нашим подарком к его юбилею.”

Аплодисменты.

Ведущий 1: “На бой вызываются команда ... и Ева Петровна Красовская - классный руководитель из книги “Колыбельная для брата”

Какая  смешная  тётя!

Ева Петровна: “Скажите, чему могут научить детей книги, герои которых тратят свою жизнь на ерунду? В моем классе учился один такой герой в кавычках - Кирилл Векшин. Способный мальчик, мог бы стать гордостью класса. А он вместо этого убивал время в подозрительной компании. Они зачем-то построили корабль и, как пираты, на нем плавали. Однажды, говорят, они чуть не разбились во время шторма. Скажите на милость, зачем нашим детям такие игры? Какую пользу ребенку может принести пребывание в пиратской шайке?

Векшин приучился праздно проводить время. Кружки, секции, общественная работа его не интересовали. Вскоре это сказалось и на его отношении к учебе. Однажды он так и заявил: я, мол, не сделал уроки, потому что у меня были другие дела, поважнее. Какие дела у школьника могут быть важнее учебы? Если это не пресечь, то завтра ученики, подражая Векшину, будут заявлять: “Я уроки не выучил, потому что Крапивина читал, это мне интереснее.” Надо положить этому конец.”

Ведущий 1: “Удар нанесен. Защищается команда ... .”

Защита команды.

Ведущий 2 обращается к Еве Петровне: “Хотите ли Вы что-то сказать в ответ команде?”

Ответная речь Евы Петровны.

Ведущий 1: “На этом второй поединок закончен, и мы приступаем к осмотру поля боя. Слово командам ... и ... .”

Команды приводят свои аргументы в ответ на речь Евы Петровны.

Ведущий 2 обращается к ведущему 1: “Коллега, давайте подведем итог второго поединка”.

Секунданты заполняют карточки.

Ведущий 2: “Итак, во втором бою победила...”

Аплодисменты.

Ведущий 1: “Маска, которую носила Ева Петровна, становится трофеем команды ... .”

Ведущий 2 забирает маску и передает команде.

Аплодисменты.

Ведущий 1: “К этому моменту дуэль выигрывают любители Крапивина. Все решит последний, третий поединок.”

Капрал: “Господа секунданты, я прошу вас объявить перерыв: момент ответственный, мне нужно сосредоточиться и посовещаться с коллегами. Я хочу действовать наверняка.”

Ведущий 1: “Хорошо. У вас три минуты.”

Некто из команд: “Ребята, давайте, пока они там шушукаются, споем “Синего краба”!”

Все: “Давайте”

Участники команд сбредаются вокруг гитары и поют.

Ведущий 1: “Перерыв окончен. Я вызываю на третий бой нашей дуэли команду ... и господина Капрала из книги “Журавленок и молнии”.

Капрал: “Если вы до сих пор верите Крапивину, то вы - старомодные люди. Посмотрите за окно! Жизнь давно ушла вперед. Сейчас нужны не крапивинские честность и бескорыстие, а умение заработать побольше денег и получше устроиться. А Крапивин, вместо того, чтобы этому учить ребят, морочит им голову.

Капрал разводит мозолистыми руками бизнесмена

Взять хотя бы того же Журку - мы с ним из одной книжки. Оставил ему дед в наследство кучу старинных книг. Современный ребенок продал бы все это барахло и купил себе что-нибудь хорошее, тот же мопед. А он - ходил вокруг этой макулатуры, пыль сдувал. А когда отец продал одну его книженцию, чтобы в доме, наконец, зеркало появилось, обозвал его вором, из дому убежал, и в тюрьму бы угодил, если бы я его не спас.

Не смогут такие люди, как Журка, выжить в нашем суровом мире. Он же непрактичный, беспомощный. На нем и тогда-то все ездили. Училки бывшей карапуза нянчил? Художнику позировал? А они ему за это ни гроша не заплатили. Картину-то, небось, художник недешево продал.

Не тому вас Крапивин учит. Герой нашего времени - не Журка, а я - Капрал. Тогда отсидеть пришлось, зато теперь я - уважаемый человек, крутой бизнесмен, и все потому, что знал жизнь и не позволял всяким Крапивиным себя дурить. И ответить вам на это нечего.”

Капрал и его маска: в нём погиб крупный философ.

Ведущий 1: “Команда ... отражает нанесенный удар.”

Защита команды.

Ведущий 2 обращается к Капралу: “У Вас есть право на ответное слово. Прошу Вас!”

Ответная речь Капрала.

Ведущий 1: “На этом последний поединок сегодняшней дуэли закончен, и мы приступаем к осмотру поля боя. Прошу высказать свои аргументы в ответ на речь господина Капрала команды ... и ... .”

Команды приводят свои аргументы.

Ведущий 2 обращается к ведущему 1: “Коллега, давайте подведем итог третьего поединка”.

Секунданты заполняют карточки.

Картина боя

Ведущий 2: “Из последнего боя победителем вышла команда ...”

Аплодисменты.

Ведущий 1: “Маска Капрала сорвана. Она становится боевым трофеем команды ... .”

Ведущий 2 забирает маску и передает команде.

Аплодисменты.

Ведущий 1: “Наша дуэль завершена. ... маски оказались сорваны и находятся в руках любителей Крапивина, ... маска не досталась никому, ... маска осталась у антигероев. Значит, в сегодняшней дуэли победили любители Крапивина!”

Аплодисменты.

Ведущий 2: “Давайте проводим проигравшую сторону!”

Ева Петровна: “Ну что ж, сегодня вам повезло. Но мы не складываем оружие. Мы еще обязательно встретимся!”

Антигерои уходят.

Ведущий 1, в камеру: “Антигерои никуда не исчезли. Сейчас они выходят из нашей студии прямо на улицу, прямо в жизнь.”

Ведущий 2: “Когда-нибудь вы с ними обязательно встретитесь, как и с живыми мальчишками, похожими на настоящих героев крапивинских книг. Между ними еще не раз будут происходить дуэли, подобные тем, что вы сегодня наблюдали.”

Ведущий 1: “На чью сторону встанете вы? Решайте сами, и пусть вам в этом помогут книги Владислава Крапивина”.

Аплодисменты.


Вернуться к Декаде Крапивина    Вернуться к содержанию раздела    Вернуться к содержанию странички