Вернуться в ЮС "Дорога"                   Вернуться в США    


Проект
"Защита прав детей и правовое просвещение в городской системе самоуправления школьников"

История вопроса

В городе Петрозаводске с 1999 года ведётся работа по созданию единой городской системы самоуправления школьников. В соответствии с утвержденными Главой местного самоуправления Положениями, с февраля 2000 года школы на основе прямых выборов избирают депутатов-старшеклассников в Городской школьный совет - совещательный орган при главе самоуправления города.

Сессии Городского школьного совета проходят 1 раз в месяц с участием Главы самоуправления города.

В школах, участвующих в создании Городского школьного совета, также создаются внутришкольные органы детского самоуправления, наделяемые реальными полномочиями. Таким образом, создаётся целостная система школьного самоуправления, делающая возможным участие молодежи 10-17 лет в решении вопросов городской жизни.

Создаваемая система сможет выполнять функции:

В структуре школьного совета сформированы комиссии, приступившие к разработке для вынесения на сессии актуальных вопросов, связанных с положением детей в городе. Правозащитная комиссия приняла к рассмотрению вопросы: О ситуации с правами человека в школе; О детской безнадзорности; Об организации школьного питания; О проблеме экстремистских организаций и молодежных антиобщественных группировок.

Система городского школьного самоуправления имеет большой потенциал для развития на её основе деятельности по защите прав детей. С одной стороны, она находится в постоянном непосредственном контакте со школьниками, имеет возможность для выявления возникающих проблем, с другой стороны, система имеет прямой выход на руководителей города и полномочия представлять интересы детей в органах власти. Это создаёт условия для организации на базе системы самоуправления школьников деятельности детской правозащитной сети.

 

Постановка проблемы

В Альтернативном Докладе российских НПО в Комитет ООН по правам ребёнка (октябрь 1998 г.) указывается:

"VII-3) К пункту 109. В стране нет эффективной системы защиты личности и человеческого достоинства учащихся от унижения со стороны представителей администрации или учителя. По результатам независимых опросов (данные Государственного комитета по делам молодежи, представленные на Парламентских слушаниях в 1996 г.), 22% школьников подвергаются психологическому и примерно 16% - физическому насилию со стороны учителей."

"III-8) К пунктам 43-45. На практике в большинстве российских учебных заведений, не говоря уже о домах ребенка и интернатах, нет никакого эффективного механизма для осуществления декларированных принципов уважения человеческого достоинства и свободы выражения мнений и убеждений; право учащихся участвовать в школьном самоуправлении, провозглашенное в Законе и ГПД, также не реализуется. Учащиеся и их родители находятся в полной и ничем не ограниченной зависимости от школьной администрации. Большинство школ и других учебных заведений не знакомят детей с основными документами по правам ребенка, в том числе и с Конвенцией."

Такая ситуация характерна и для Петрозаводска. По данным социологического исследования городского детско-юношеского центра, около 20 % детей считают, что в школе их права нарушаются. Нормы, гарантирующие соблюдение прав детей, воспринимаются как декларативные прежде всего по той причине, что дети не видят реальных путей для защиты своих прав.

Проблемами, в решение которых вносит вклад данный проект, являются: а) соблюдение прав человека в школе; б) осознание детьми своих прав и способов их зашиты; в) информирование общественности о ситуации с правами детей.

 

Цели проекта

  1. Защита прав детей в школе и за её пределами силами самих детей;
  2. Повышение уровня правовой культуры школьников, привлечение подростков к правозащитной деятельности.

Подход к решению проблем прав детей в школе, предлагаемый данным проектом, заключается в создании механизма защиты прав школьников, действующего за счёт добровольческих усилий самих детей. Таким образом, дети из страдающей стороны становятся субъектом правозащитной деятельности. Включение детей в правозащитную деятельность повысит востребованность со стороны детской среды правовых знаний, распространение которых будет содействовать повышению правовой культуры школьников и в перспективе - правовой культуры общества.

 

Задачи проекта и обоснование их актуальности

  1. Правовое просвещение школьников - активистов детского самоуправления в рамках образовательной программы "Дети-правозащитники".
  2.  

    Для функционирования в рамках проекта детской правозащитной сети, необходима определенная правовая подготовка волонтёров сети. Применение полученных активистами школьного самоуправления знаний в практической деятельности детских правозащитных приёмных будет как содействовать распространению этих знаний, так и обеспечит неформальный интерес обучаемых к образовательной программе.

  3. Организация городской детской правозащитной сети на базе структур самоуправления школьников.
  4.  

    Детская правозащитная сеть будет являться единственным на сегодняшний день механизмом защиты прав ребенка в школе. Помимо этого, деятельность детской правозащитной сети будет способствовать распространению понимания о роли общественной активности в защите прав и свобод личности.

  5. Привлечение общественного внимания к проблеме соблюдения прав детей, общественный контроль за действиями государственных структур в этом вопросе.

        Решение проблем детей не стало требованием, которое общество выдвигает власти. Для решения проблем детства необходимо формирование общественного мнения, создание систем общественного контроля за действиями государственных структур в этом вопросе.

 

Механизмы реализации проекта

Задача 1. Правовое просвещение школьников - активистов детского самоуправления в рамках образовательной программы "Дети-правозащитники".

К участию в программе привлекаются школьники, избранные депутатами Городского школьного совета, а также активисты школьных органов детского самоуправления. Программа реализуется в течении года в режиме ежемесячных учебных сессий, а также с организацией летнего лагеря по программе. К разработке тематических планов и проведению занятий привлекаются специалисты в области права, а также руководители городских структур, деятельность которых связана с обеспечением прав детей.

 

Задача 2. Организация городской детской правозащитной сети на базе структур самоуправления школьников.

В рамках проекта предполагается создание на базе городской структуры школьного самоуправления детской правозащитной системы. Элементы системы:

 

Задача 3. Привлечение общественного внимания к проблеме соблюдения прав детей, общественный контроль за действиями государственных структур в этом вопросе.

Будет организовано издание вестника "Школа - территория закона" (2 выпуска в месяц в трёх версиях: газетной - для размещения в школах, в виде брошюры - для государственных структур, в электронной версии - для рассылки в средства массовой информации и размещении на интернет-сайте Городского школьного совета). В вестнике получат отражение факты нарушения прав детей, зафиксированные детскими общественными приёмными, будет обобщаться ситуация с соблюдением прав детей в школах по итогам года и доводиться до сведения родителей и городской Администрации. Также будет освещаться деятельность Администрации города и школьных администраций по соблюдению прав детей, принимаемые ими меры по выявленным фактам.

Вопросы о соблюдении прав детей будут рассматриваться на сессиях Городского школьного совета с освещением в средствах массовой информации и принятием рекомендаций для Главы местного самоуправления.

 

Особенности проекта в контексте деятельности организации и аналогичных проектов

Структуры по защите прав детей в Петрозаводске, как правило, работают с фактами вопиющего нарушения прав детей. Формами такой работы являются предоставление юридических консультаций для родителей, социальная защита, психологическая помощь.

Предлагаемая в рамках проекта деятельность направлена на защиту широкого спектра прав детей, нарушаемых каждодневно и массово. Особое внимание будет уделяться соблюдению прав детей в школе.

Деятельность по защите прав детей, как правило, осуществляется силами взрослых специалистов. При этом количество этих специалистов, как правило, весьма незначительно, и у них практически нет возможностей дойти до каждого ребенка. Мы предполагаем иной подход - дать реальные рычаги влияния на ситуацию самим детям, обеспечив поддержку органов местной власти детскому правозащитному движению.

Подобный способ организации деятельности отработан нами  при проведении городских программ Юниорского союза "Дорога", привлекавших общественное внимание и освещавшихся в СМИ. За прошедший год в программах нашей организации участвовало более 1 800 детей. Внутри организации сложилось детское ядро, способное выступать в качестве организатора детской среды, благодаря чему организация способна реализовывать собственные программы практически без дополнительной педагогической поддержки. У организации сложился круг партнеров: школы города, детские и молодежные объединения, городские структуры, ведающие вопросами детей и молодежи.

 

План основных мероприятий проекта

Проект рассчитан на реализацию в течении одного года (1 сентября 2000 г. - 31 августа 2001 г.).

? пп

Мероприятия

Количественные показатели

Сроки

1.

Учебные сессии по программе "Дети-правозащитники"

300 чел.

Ежемесячно

2.

Летний молодежный лагерь по программе "Дети-правозащитники"

20 дней,

75 чел.

Лето 2001 г.

3.

Создание детских правозащитных приёмных в школах города

Не менее 30 приёмных

В течении первого полугодия реализации проекта

4.

Создание юридической службы детской правозащитной сети

Штат - 1 юрист

Первый месяц реализации проекта

5.

Организация деятельности правозащитной комиссии Городского школьного совета

До 10 депутатов Школьного совета

Постоянно

6.

Рассмотрение вопросов защиты прав детей на сессиях Городского школьного совета

Депутаты школьного совета, приглашенные

Ежемесячно

7.

Издание вестника "Школа - территория закона"

100 экз. -полиграфический вариант, электронная рассылка не менее 200 подписчиков

2 раза в месяц

 

Ожидаемые результаты проекта

1. В результате реализации образовательной программы "Дети-правозащитники" получат знания в области прав ребенка и способов их защиты не менее 300 старшеклассников - активистов школьного самоуправления;

2. Будет налажена система отслеживания соблюдения и защиты прав детей через организацию деятельности в школах города детских общественных приёмных по правам школьников (не менее 30 школ города);

3. Будет налажена система оперативного оповещения органов власти о нарушениях прав детей, информирования общественности о состоянии с правами детей в школе и действиях власти по защите прав ребенка.

© Рогаткин Д.В., 1999


Вернуться в ЮС "Дорога"                   Вернуться в США