- На
весенних каникулах
Союз Школьных Активистов намерен
провести выездной лагерь актива. Тем,
кто хочет попасть туда, надо
поторопиться: запись идет до конца
третьей четверти. Всех желающих
записывают с 18.00 до 20.00 по телефону 76-20-05.
А 22 марта в 18.00 в штабе США состоится
собрание по этому лагерю. Приглашаем
всех. Там же можно будет узнать и сроки
лагеря.
-
- Помните, в
прошлом номере мы писали, что Союз
Школьных Активистов намерен провести правовые
игры в Финно-Угорской
и 29 школах? Так вот, 28 февраля у Финно-Угров
игра была проведена. Репортаж о ней
читайте на 2 полосе номера.
-
- А 2
марта та же игра
прошла в стенах школы № 27. Репортаж о ней
- в следующем номере.
-
- 16 марта в 9.00 в
29 школе прошла школьная конференция. Ее цель -
выбрать правительство школы.
-
- По слухам, 12
марта во всех школах города должны были
пройти единовременные
выборы в новый
Городской Школьный Совет. А 27 марта
новый ГШС, вроде как, должен впервые
собраться. Правда, ни одной школы, где бы
действительно прошли выборы, мы не знаем.
Что ж, поживём - увидим.
-
- Напоминаем, что «Горячая
линия» нашей газеты продолжает
работать. Если Ваши права нарушены, или у
Вас есть новости, звоните с 17 до 18 часов
по вторникам и пятницам по телефону
76-20-05.
- ***
-
- Соседи
- Горячие
эстонские
парни
-
- Школьное
самоуправление развито не только у нас в
Петрозаводске. Через Интернет наш Союз
Школьных Активистов познакомился с
лидерами ученического
самоуправления русскоязычных школ
Эстонии.
- Подчеркиваю: Эстонии. Не какого-то
отдельного города, а всей страны.
- Эстонский Союз ученических
самоуправлений «Открытая республика»
объединяет 29 школ страны, обучение в
которых ведется на русском языке. Создан
он еще в 1999 году в Таллинне. Тогда в его
ряды вошло 17
учебных заведений.
- Чем же они отличаются от нас? На
первый взгляд, практически ничем. Задачи
из схожи с нашими: защищать права
самоуправления, координировать
действия школ-участников.
Ученические самоуправления в
эстонских школах сами придумывают себе
«правила игры»: составляют устав,
выбирают руководителей, разрабатывают
структуру.
- Но отличия всё-таки есть. В
эстонских законах прописано не только
право учеников на самоуправление, но и
порядок его создания. А выполнение
законов контролирует Министерство
образования. И если какой-нибудь
директор школы не разрешает ученикам
создать самоуправление или мешает его
работе, то лидеры Союза «Открытая
Республика» могут ногой открыть дверь в
любой кабинет Министерства, и директора
поставят на место. Школьное
самоуправление в Эстонии
поддерживается государством, поэтому и
развивается оно там лучше, чем у нас.
- Правление Союза состоит из семи
человек: Президент, четыре Вице-президента,
Пресс-секретарь и Советник по протоколу.
Они представляют Союз в различных
переговорах и занимаются повседневными
делами. Естественно, что главным
является президент.
- Президенту Союза Евгению
Криштафовичу восемнадцать лет. Он уже
имеет диплом Школы Менеджеров,
несколько лет назад окончил музыкальную
школу и даже некоторое время работал
журналистом-внештатником. А начинал
Евгений с того, что, когда был школьником,
создал самоуправление в своей родной
школе.
- Общие сборы Союза проходят в так
называемой школе-председателе.
Выбирается она на месяц и должна
провести одно собрание и пресс-конференцию,
а также другие открытые мероприятия.
- Хочется надеяться, что вскоре у
Союза Школьных Активистов и у Союза «Открытая
Республика» появятся крепкие и прочные
связи.
-
- ***
-
- Гвоздь
номера
- Правовая
игра в ФУШе
-
- Недавно
в Финно-Угорской школе города «П» Союз
Школьных Активистов провёл ролевую игру
по правам детей.
- Это такая игра, в которой
на конкретных жизненных примерах
учат защищать свои права.
- В самом начале игры всем были
розданы выписки из «Конвенции о правах
ребенка» и другие документы о правах
детей. Большинство участников игры
свернули эти бумажки в трубочку и стали
лупасить друг друга. Но кое-кто прочитал
и положил к себе в карман.
- В игре у каждого была своя роль.
Кто-то стал «учителем», кто-то - «членом
школьного совета», назначили «директора»,
посадили человека в юридическую
консультацию, а еще одного на время игры
сделали «мэром города».
- После объяснения правил игры
началась потеха. «Учителя» быстро вошли
в роль и стали орать на своих «учеников»,
«ученики» стали защищаться, «учителя»
потащили их на педсовет, а «ученики» в
свою очередь стали подавать заявления в
«правозащитную приёмную».
- Тут подошел я, посмотрел на этот
дурдом и начал потихоньку вникать во все
это безобразие.
- «Никита, - крикнул руководитель
игры, - помоги там «педсовету»
разобраться».
- «Ладно», - сказал я и пошел в
коридор спортзала, где «заседал» (читай
«стоял») педсовет. Слабо представляя,
что от меня требуется, я стал наблюдать
за этим зрелищем.
- Представьте, злющая «учительница»,
класса из пятого, вытаскивает
здоровенного детину из шестого. Детина,
увидев «директора», хлопает его по спине
со словами: «О, директор, здорово!» - и
плюхается на подоконник. «Учительница»
скороговоркой начинает говорить мне о
том, что тот ее оскорбил, так-то назвал и
туда-то послал. Я ей отвечаю, что
говорить всё это надо не мне, а «директору».
Я - всего лишь
сторонний наблюдатель и слежу за тем,
чтобы «ученики» не убили «директора» и
не покалечили «педсовет». «Учительница»
то же самое начинает говорить «директору».
Тот минут пять переваривает то, что она
ему сказала, а потом смотрит на меня, как
бы спрашивая, что ему дальше-то делать.
- «Ну, что молчишь? - говорю я ему, -Принимай
меры! Из школы исключи, или оштрафуй...».
- «Двойку в журнал!» - немного
подумав, сказал «директор».
Вводили следующего «ученика», и
потеха повторялась.
- «Педсовет» закончился, и я пошел
заниматься своим любимым делом:
приставать к людям с вопросами.
- Тихо подхожу к столу, за которым
заседает жужжащий, как улей, «Школьный
совет». Становлюсь за спину «председателя»
и включаю диктофон. Подношу палец к
губам, показывая всем остальным, чтобы
не галдели. «Председатель» что-то
говорит, и никак не может понять, чего
вдруг все на нее смотрят и смеются.
Оборачивается и видит мою довольную
улыбку и горящую красную лампочку на
диктофоне. Взгляд становится
возмущенным, она поднимается со стула...
Да, не думал я, что так быстро бегать умею.
- Когда стали обсуждать итоги игры,
оказалось, что часть заявлений в
правозащитную приемную оказалась в
руках у «директора», который всем всё
наобещал, но ничего так и не сделал.
- «Учительница» начала жаловаться
«мэру» на плохое поведение «школьников»,
а закончила жалобой на плохую зарплату.
- Приколов было много, но и польза
тоже была. Те, кто взял с собой выписки из
законов, явно заинтересовались.
- Появились новые люди, которые
могут и хотят участвовать в школьном
самоуправлении. Те, кто понял, как надо
защищать свои права, и решил делать это.
-
- ***
-
- горячая
линия
- Фанат-экскурсовод
-
- Горячая
линия нашей газеты начала работать, и
вот - первый звонок...
- В ХХХ школе во внеучебное время
учительница литературы назначила
экскурсию. Этим она никого не удивила.
Привычка у нее такая - после уроков детей
на экскурсии или еще какие-нибудь
мероприятия водить.
- На экскурсию пошло меньше
половины класса, ведь от уроков она не
освобождала, а значит, все это было после
тяжелого учебного дня.
- Ну какой нормальный человек по
доброй воле попрется на какую-то
экскурсию после уроков?
- На следующий день тем, кто не
пришел, был поставлен ультиматум: им в
журнал поставили «н» по литературе с
условием исправить это самое «н» до
конца четверти. А если не исправят -
пригрозили двойкой за четверть,
независимо от того, какие оценки у тебя
стояли до этого.
- А исправить “н” надо было просто
– реферат написать. Небольшой такой
рефератик, страниц на 10. А знаете, по
какой теме? “Поэты, которые участвовали
в войне или были репрессированы”.
- Из всего класса не нашлось ни
одного, который осмелился бы возразить
учительнице. «Она такая, что войну
объявит, и...» - говорили школьники.
- Но зато те, кто был на экскурсии,
получили по литературе пятёрку. Правда,
непонятно, за что.
- Наш комментарий:
- Читайте
закон об образовании: «Обучающиеся
имеют право на свободное посещение
мероприятий, не предусмотренных
учебным планом» (статья 50). Это значит,
что вы сами можете решать, пойти вам
после уроков на экскурсию или нет. А если за это вам ставят «н» или
двойку по предмету, требуйте это
безобразие прекратить. Сначала
поговорите с учителем, а потом пишите
жалобу директору.
- ***
-
- происшествие
- Дружба
за деньги
-
- У ученика 7 класса не складывались
отношения с коллегами по учебе, и решил
он это исправить. Как? Выход нашелся
быстро.
- Периодический брал он из дома
деньги и на них угощал ребят всякими
вкусностями, ну и другие хорошие вещи
покупал. Все сразу пошло хорошо, и «друзья»
появлялись, и “авторитет” поднимался, и
“отношения” улучшались...
- Да вот только прознала об этом
мама этого семиклассника. Узнала и
возмутилась. Ну, еще бы, на семейные-то
деньги весь класс кормить! Нет уж,
извините.
- Комплексов у мамы этого ученика
не было, поэтому она пришла в класс и
прямо сказала, что весь класс должен
вернуть ее сыночку эти деньги.
- «А обязаны ли мы деньги-то
возвращать? - задумались одноклассники, -
мы ведь их не воровали, не вымогали...»
- Представители правозащитного
проекта Союза Школьных Активистов
направили ребят на юридическую
консультацию.
- Лидер Молодёжного Правозащитного
Союза Игорь Пальцев выслушал ребят и
объяснил им, что требование
вернуть деньги незаконно. Ведь
семиклассник угощал своих приятелей по
собственной воле, а то, что деньги у мамы
без разрешения брал, то извините, это
чисто семейное дело.
-
- Если
ты оказался в трудной ситуации и тебе
нужна бесплатная консультация юриста,
Союз Школьных Активистов предоставит
тебе такую возможность. Обращайся в
школьную правозащитную приёмную или
звони по телефону «горячей линии» нашей
газеты по вторникам и пятницам с 17 до 18
часов. Телефон 76-20-05.
-