Вернуться в ЮС "Дорога"          Вернуться в США


Школа - территория закона
Вестник правозащитного проекта городского школьного самоуправления
№ 7, март 2001 г.
 

 НОВОСТИ

На весенних каникулах  Союз Школьных Активистов намерен провести выездной лагерь актива. Тем, кто хочет попасть туда, надо поторопиться: запись идет до конца третьей четверти. Всех желающих записывают с 18.00 до 20.00 по телефону 76-20-05. А 22 марта в 18.00 в штабе США состоится собрание по этому лагерю. Приглашаем всех. Там же можно будет узнать и сроки лагеря.
 
Помните, в прошлом номере мы писали, что Союз Школьных Активистов намерен провести правовые игры в Финно-Угорской и 29 школах? Так вот, 28 февраля у Финно-Угров игра была проведена. Репортаж о ней читайте на 2 полосе номера.
 
А 2 марта та же игра прошла в стенах школы № 27. Репортаж о ней - в следующем номере.
 
16 марта в 9.00 в 29 школе прошла школьная конференция. Ее цель - выбрать правительство школы.
 
По слухам, 12 марта во всех школах города должны были пройти единовременные выборы в новый Городской Школьный Совет. А 27 марта новый ГШС, вроде как, должен впервые собраться. Правда, ни одной школы, где бы действительно прошли выборы, мы не знаем. Что ж, поживём - увидим.
 
Напоминаем, что «Горячая линия» нашей газеты продолжает работать. Если Ваши права нарушены, или у Вас есть новости, звоните с 17 до 18 часов по вторникам и пятницам по телефону 76-20-05.
***
 
Соседи
Горячие эстонские парни
 
Школьное самоуправление развито не только у нас в Петрозаводске. Через Интернет наш Союз Школьных Активистов познакомился с лидерами  ученического самоуправления русскоязычных школ Эстонии.
Подчеркиваю: Эстонии. Не какого-то отдельного города, а всей страны.
Эстонский Союз ученических самоуправлений «Открытая республика» объединяет 29 школ страны, обучение в которых ведется на русском языке. Создан он еще в 1999 году в Таллинне. Тогда в его ряды вошло  17 учебных заведений.
Чем же они отличаются от нас? На первый взгляд, практически ничем. Задачи из схожи с нашими: защищать права самоуправления, координировать действия школ-участников.  Ученические самоуправления в эстонских школах сами придумывают себе «правила игры»: составляют устав, выбирают руководителей, разрабатывают структуру.
Но отличия всё-таки есть. В эстонских законах прописано не только право учеников на самоуправление, но и порядок его создания. А выполнение законов контролирует Министерство образования. И если какой-нибудь директор школы не разрешает ученикам создать самоуправление или мешает его работе, то лидеры Союза «Открытая Республика» могут ногой открыть дверь в любой кабинет Министерства, и директора поставят на место. Школьное самоуправление в Эстонии поддерживается государством, поэтому и развивается оно там лучше, чем у нас.
Правление Союза состоит из семи человек: Президент, четыре Вице-президента, Пресс-секретарь и Советник по протоколу. Они представляют Союз в различных переговорах и занимаются повседневными делами. Естественно, что главным является президент.
Президенту Союза Евгению Криштафовичу восемнадцать лет. Он уже имеет диплом Школы Менеджеров, несколько лет назад окончил музыкальную школу и даже некоторое время работал журналистом-внештатником. А начинал Евгений с того, что, когда был школьником, создал самоуправление в своей родной школе.
Общие сборы Союза проходят в так называемой школе-председателе.  Выбирается она на месяц и должна провести одно собрание и пресс-конференцию, а также другие открытые мероприятия.
Хочется надеяться, что вскоре у Союза Школьных Активистов и у Союза «Открытая Республика» появятся крепкие и прочные связи.
 
***
 
Гвоздь номера
Правовая игра в ФУШе
 
Недавно в Финно-Угорской школе города «П» Союз Школьных Активистов провёл ролевую игру по правам детей.
Это такая игра, в которой  на конкретных жизненных примерах учат защищать свои права.
В самом начале игры всем были розданы выписки из «Конвенции о правах ребенка» и другие документы о правах детей. Большинство участников игры свернули эти бумажки в трубочку и стали лупасить друг друга. Но кое-кто прочитал и положил к себе в карман.
В игре у каждого была своя роль. Кто-то стал «учителем», кто-то - «членом школьного совета», назначили «директора», посадили человека в юридическую консультацию, а еще одного на время игры сделали «мэром города».
После объяснения правил игры началась потеха. «Учителя» быстро вошли в роль и стали орать на своих «учеников», «ученики» стали защищаться, «учителя» потащили их на педсовет, а «ученики» в свою очередь стали подавать заявления в «правозащитную приёмную».
Тут подошел я, посмотрел на этот дурдом и начал потихоньку вникать во все это безобразие.
«Никита, - крикнул руководитель игры, - помоги там «педсовету» разобраться».
«Ладно», - сказал я и пошел в коридор спортзала, где «заседал» (читай «стоял») педсовет. Слабо представляя, что от меня требуется, я стал наблюдать за этим зрелищем.
Представьте, злющая «учительница», класса из пятого, вытаскивает здоровенного детину из шестого. Детина, увидев «директора», хлопает его по спине со словами: «О, директор, здорово!» - и плюхается на подоконник. «Учительница» скороговоркой начинает говорить мне о том, что тот ее оскорбил, так-то назвал и туда-то послал. Я ей отвечаю, что говорить всё это надо не мне, а «директору». Я -  всего лишь сторонний наблюдатель и слежу за тем, чтобы «ученики» не убили «директора» и не покалечили «педсовет». «Учительница» то же самое начинает говорить «директору». Тот минут пять переваривает то, что она ему сказала, а потом смотрит на меня, как бы спрашивая, что ему дальше-то делать.
«Ну, что молчишь? - говорю я ему, -Принимай меры! Из школы исключи, или оштрафуй...».
«Двойку в журнал!» - немного подумав, сказал «директор».  Вводили следующего «ученика», и потеха повторялась.
«Педсовет» закончился, и я пошел заниматься своим любимым делом: приставать к людям с вопросами.
Тихо подхожу к столу, за которым заседает жужжащий, как улей, «Школьный совет». Становлюсь за спину «председателя» и включаю диктофон. Подношу палец к губам, показывая всем остальным, чтобы не галдели. «Председатель» что-то говорит, и никак не может понять, чего вдруг все на нее смотрят и смеются. Оборачивается и видит мою довольную улыбку и горящую красную лампочку на диктофоне. Взгляд становится возмущенным, она поднимается со стула... Да, не думал я, что так быстро бегать умею.
Когда стали обсуждать итоги игры, оказалось, что часть заявлений в правозащитную приемную оказалась в руках у «директора», который всем всё наобещал, но ничего так и не сделал.
«Учительница» начала жаловаться «мэру» на плохое поведение «школьников», а закончила жалобой на плохую зарплату.
Приколов было много, но и польза тоже была. Те, кто взял с собой выписки из законов, явно заинтересовались.
Появились новые люди, которые могут и хотят участвовать в школьном самоуправлении. Те, кто понял, как надо защищать свои права, и решил делать это.
 
***
 
горячая линия
Фанат-экскурсовод
 
Горячая линия нашей газеты начала работать, и вот - первый звонок...
В ХХХ школе во внеучебное время учительница литературы назначила экскурсию. Этим она никого не удивила. Привычка у нее такая - после уроков детей на экскурсии или еще какие-нибудь мероприятия водить.
На экскурсию пошло меньше половины класса, ведь от уроков она не освобождала, а значит, все это было после тяжелого учебного дня.
Ну какой нормальный человек по доброй воле попрется на какую-то экскурсию после уроков?
На следующий день тем, кто не пришел, был поставлен ультиматум: им в журнал поставили «н» по литературе с условием исправить это самое «н» до конца четверти. А если не исправят - пригрозили двойкой за четверть, независимо от того, какие оценки у тебя стояли до этого.
А исправить “н” надо было просто – реферат написать. Небольшой такой рефератик, страниц на 10. А знаете, по какой теме? “Поэты, которые участвовали в войне или были репрессированы”.
Из всего класса не нашлось ни одного, который осмелился бы возразить учительнице. «Она такая, что войну объявит, и...» - говорили школьники.
Но зато те, кто был на экскурсии, получили по литературе пятёрку. Правда, непонятно, за что.
Наш комментарий:
Читайте закон об образовании: «Обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом» (статья 50). Это значит, что вы сами можете решать, пойти вам после уроков на экскурсию или нет.  А если за это вам ставят «н» или двойку по предмету, требуйте это безобразие прекратить. Сначала поговорите с учителем, а потом пишите жалобу директору.
***
 
происшествие
Дружба за деньги
 
У ученика 7 класса не складывались отношения с коллегами по учебе, и решил он это исправить. Как? Выход нашелся быстро.
Периодический брал он из дома деньги и на них угощал ребят всякими вкусностями, ну и другие хорошие вещи покупал. Все сразу пошло хорошо, и «друзья» появлялись, и “авторитет” поднимался, и “отношения” улучшались...
Да вот только прознала об этом мама этого семиклассника. Узнала и возмутилась. Ну, еще бы, на семейные-то деньги весь класс кормить! Нет уж, извините.
Комплексов у мамы этого ученика не было, поэтому она пришла в класс и прямо сказала, что весь класс должен вернуть ее сыночку эти деньги.
«А обязаны ли мы деньги-то возвращать? - задумались одноклассники, - мы ведь их не воровали, не вымогали...»
Представители правозащитного проекта Союза Школьных Активистов направили ребят на юридическую консультацию.
Лидер Молодёжного Правозащитного Союза Игорь Пальцев выслушал ребят и объяснил им, что  требование вернуть деньги незаконно. Ведь семиклассник угощал своих приятелей по собственной воле, а то, что деньги у мамы без разрешения брал, то извините, это чисто семейное дело.
 
Если ты оказался в трудной ситуации и тебе нужна бесплатная консультация юриста, Союз Школьных Активистов предоставит тебе такую возможность. Обращайся в школьную правозащитную приёмную или звони по телефону «горячей линии» нашей газеты по вторникам и пятницам с 17 до 18 часов. Телефон 76-20-05.
 
Школа-территория закона
№ 7, март 2001
Главный редактор: Никита Филатов
 
Проект осуществляется при поддержке благотворительного фонда "Точка опоры". 

Вернуться в ЮС "Дорога"          Вернуться в США