Вернуться к содержанию странички          Вернуться в Городской школьный совет


Школа - территория закона
Вестник правозащитного проекта городского школьного самоуправления

cпециальный выпуск для взрослых, №1 ноябрь 2000 г.

***

            Уважаемые взрослые!

            С сентября 2000 года школьные активисты осуществляют проект «Защита прав детей и правовое просвещение в городской системе школьного самоуправления». Главная цель проекта – внести вклад в становление в школе правовых отношений.

            Зададимся вопросом: возможно ли построить правовое государство, не обучая детей жизни в таком государстве? Ответ очевиден: невозможно. Рискнём утверждать: никогда в нашей стране не будет построено правовое государство, пока наша школа не станет территорией закона.

            Школа – территория закона… Какой смысл мы вкладываем в эти слова? Прежде всего – переход «от права силы - к силе права».

Несколько поколений учеников, учителей и родителей усвоило, что порядки в школе (городе, стране…) устанавливает тот, кто сильнее: директор, учителя, «неформальные лидеры» и т.п. Остальные – подчиняются.

Мы хотим, чтобы порядки в школе, городе и стране устанавливал закон. Чтобы каждый человек, связанный с школой, знал свои права и имел возможность их защитить. Чтобы каждый, кто не выполняет свои обязанности, нёс за это ответственность.

Часто ребята слышат от учителей: «Вы сначала научитесь выполнять свои обязанности, а уже потом говорите о своих правах». Так взрослые люди могут одной фразой «отменить» права ребёнка, данные ему от рождения и закреплённые законами страны. Как же такие педагоги собираются доказать детям, что они не вправе точно так же «отменить» выполнение ими своих обязанностей?

Наше взрослое сознание сопротивляется проникновению в школу духа закона. Мы возмущаемся, когда школьные правозащитные приёмные требуют от учителей не нарушать права учеников. «Это ведь нетактично!» Для нас непоколебимость собственного авторитета зачастую оказывается выше «каких-то там» норм права.

Каждый учитель, каждая школа ежедневно делает выбор между силой и правом. Мы – на стороне права, и приглашаем Вас в союзники.

 Денис Рогаткин,

координатор юниорского союза «Дорога», руководитель проекта

* * * 

КО ВСЕМ, КТО ХОДИТ В ШКОЛУ

обращение Городского школьного совета

    Уважаемые ребята, учителя и родители!

   Мы все хотим, чтобы жизнь в нашей школе и в нашем городе стала лучше. Добиться этого можно только вместе. Если ребята не захотят наравне с учителями и родителями быть хозяевами своей школы, она никогда не станет для них Вторым Домом.

   Как сделать так, чтобы ученики начали участвовать в жизни школы? В жизни города? Наш ответ – нужно помочь ребятам наладить работу ученического самоуправления.

   В марте этого года был создан Городской школьный совет. Все желающие школы избрали в него своих депутатов. Теперь ГШС от имени школьников ставит перед городской властью вопросы, от решения которых зависит наша жизнь.

   С сентября активисты городского школьного самоуправления стали налаживать работу советов ученического самоуправления школ. Сделаны лишь первые шаги, но уже есть результаты. В школе № 34 ребята открыли правозащитную приёмную, и теперь есть кому улаживать конфликты и защищать права учеников и учителей. В 29 школе активно работает шефская комиссия школьного правительства – проводится множество интересных дел для малышей. В университетском лицее появилась аналитическая комиссия, которая предлагает администрации лицея свои решения школьных проблем. В финно-угорской школе организаторский центр ученического совета стал инициатором новых школьных праздников. О своих достижениях в создании системы ученического самоуправления могут рассказать школы №№ 2, 3, 11, 13, 20, 27, 46, школа искусств № 1, гимназия № 17, лицей № 40.

   Почему же школьное самоуправление развивается не во всех школах? Что мешает половине школ города избрать своих депутатов в городской школьный совет, привлекать старшеклассников к городским программам учёбы активистов?

   Причин можно найти много, но главная – это боязнь что-либо менять. Школьники думают, что от них ничего не зависит, и живут по принципу “от звонка до звонка”. Учителя же часто говорят, что дети в школе должны учиться, а не заниматься посторонними делами. А родителей в первую очередь интересуют оценки и качество преподавания.

   Мы просим Вас сделать первый шаг. Школьников – поверить, что вы многое можете сделать своими силами, но для этого активистам нужно собраться вместе и стать единой командой. Учителей – понять, что если ребята не будут учиться управлять школой, пусть даже на своих ошибках, то через несколько лет им будет поздно учиться управлять страной, а за каждую ошибку придётся платить. Родителей – интересоваться не только успехами детей в учёбе, но и их успехами в жизни.

            В организации работы ученического самоуправления городской актив готов помочь каждой школе. Вы можете связаться с нами по телефону 76-20-05 ежедневно в 18 часов.

 * * *

 Из проекта
«Защита прав детей и правовое просвещение в городской системе школьного самоуправления»

             Постановка проблемы

В Альтернативном Докладе российских НПО в Комитет ООН по правам ребёнка (октябрь 1998 г.) указывается:

"VII-3) К пункту 109. В стране нет эффективной системы защиты личности и человеческого достоинства учащихся от унижения со стороны представителей администрации или учителя. По результатам независимых опросов (данные Государственного комитета по делам молодежи, представленные на Парламентских слушаниях в 1996 г.), 22% школьников подвергаются психологическому и примерно 16% - физическому насилию со стороны учителей."

"III-8) К пунктам 43-45. На практике в большинстве российских учебных заведений, не говоря уже о домах ребенка и интернатах, нет никакого эффективного механизма для осуществления декларированных принципов уважения человеческого достоинства и свободы выражения мнений и убеждений; право учащихся участвовать в школьном самоуправлении, провозглашенное в Законе, также не реализуется. Учащиеся и их родители находятся в полной и ничем не ограниченной зависимости от школьной администрации. Большинство школ и других учебных заведений не знакомят детей с основными документами по правам ребенка, в том числе и с Конвенцией."

Нормы, гарантирующие соблюдение прав детей, воспринимаются как декларативные прежде всего по той причине, что дети не видят реальных путей для защиты своих прав.

Проблемами, в решение которых вносит вклад данный проект, являются: а) соблюдение прав человека в школе; б) осознание детьми своих прав и способов их зашиты; в) информирование общественности о ситуации с правами детей. 

Цели проекта

1.       Защита прав детей в школе и за её пределами силами самих детей;

2.       Повышение уровня правовой культуры школьников, привлечение подростков к правозащитной деятельности.

Подход к решению проблем прав детей в школе, предлагаемый данным проектом, заключается в создании механизма защиты прав школьников, действующего за счёт добровольческих усилий самих детей. Таким образом, дети из страдающей стороны становятся субъектом правозащитной деятельности. Включение детей в правозащитную деятельность повысит востребованность со стороны детской среды правовых знаний, распространение которых будет содействовать повышению правовой культуры школьников и в перспективе - правовой культуры общества.

             Задачи проекта и обоснование их актуальности

1.       Правовое просвещение школьников - активистов детского самоуправления в рамках образовательной программы "Дети-правозащитники".

Для функционирования в рамках проекта детской правозащитной сети, необходима определенная правовая подготовка волонтёров сети. Применение полученных активистами школьного самоуправления знаний в практической деятельности детских правозащитных приёмных будет как содействовать распространению этих знаний, так и обеспечит неформальный интерес обучаемых к образовательной программе.

2.       Организация городской детской правозащитной сети на базе структур самоуправления школьников.

            Детская правозащитная сеть будет являться единственным на сегодняшний день механизмом защиты прав ребенка в школе. Помимо этого, деятельность детской правозащитной сети будет способствовать распространению понимания о роли общественной активности в защите прав и свобод личности.

3.       Привлечение общественного внимания к проблеме соблюдения прав детей, общественный контроль за действиями государственных структур в этом вопросе.

Решение проблем детей не стало требованием, которое общество выдвигает власти. Для решения проблем детства необходимо формирование общественного мнения, создание систем общественного контроля за действиями государственных структур в этом вопросе.

 Механизмы реализации проекта

Задача 1. Правовое просвещение школьников - активистов детского самоуправления в рамках образовательной программы "Дети-правозащитники".

К участию в программе привлекаются школьники, избранные депутатами Городского школьного совета, а также активисты школьных органов детского самоуправления. Программа реализуется в течении года в режиме ежемесячных учебных сессий, а также с организацией летнего лагеря по программе. К разработке тематических планов и проведению занятий привлекаются специалисты в области права, а также руководители городских структур, деятельность которых связана с обеспечением прав детей. 

Задача 2. Организация городской детской правозащитной сети на базе структур самоуправления школьников.

            В рамках проекта предполагается создание на базе городской структуры школьного самоуправления детской правозащитной системы. Элементы системы:

·         детские общественные приёмные по правам детей в школах. Организуются депутатами городского школьного совета и активистами школьного самоуправления, обучаемыми по программе "Дети-правозащитники". В задачи приемных не входит оказание юридической помощи: принимаются заявления от ребят о нарушении их прав и организуется работа по поступившим заявлениям. При этом вопрос может быть урегулирован на уровне Администрации школы через школьный орган самоуправления, либо - при отсутствии возможностей к разрешению ситуации внутри школы - передан на рассмотрение правозащитной комиссии Городского школьного совета. Организация работы приёмных планируется по мере готовности школьных активистов в течении первого полугодия реализации проекта.

·         правозащитная комиссия городского школьного совета. Рассматривает факты нарушения прав детей, направляет депутатские запросы в органы местного самоуправления по выявленным фактам и проблемам, выносит вопросы по теме прав ребенка на сессии Городского школьного совета, информирует Администрацию города и общественность о ситуации с правами человека в школе.

·         юридическая служба городской правозащитной сети. Предусматривается работа юриста для консультирования участников детской правозащитной системы, оказания юридической помощи в сложных конфликтных ситуациях, проведения юридических консультаций для детей и их родителей по направлениям детских общественных приёмных.

             Задача 3. Привлечение общественного внимания к проблеме соблюдения прав детей, общественный контроль за действиями государственных структур в этом вопросе.

            Будет организовано издание вестника "Школа - территория закона". В вестнике получат отражение факты нарушения прав детей, зафиксированные детскими общественными приёмными, будет обобщаться ситуация с соблюдением прав детей в школах по итогам года и доводиться до сведения родителей и городской Администрации. Также будет освещаться деятельность Администрации города и школьных администраций по соблюдению прав детей, принимаемые ими меры по выявленным фактам.

            Вопросы о соблюдении прав детей будут рассматриваться на сессиях Городского школьного совета с освещением в средствах массовой информации и принятием рекомендаций для Главы местного самоуправления.

  Фрагменты из газеты "Школа - территория закона" 1 и 2, воспроизведённые в полиграфической версии, здесь не приводятся.

* * *

ШКОЛА И ЗАКОН

Из Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ

"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

 

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

 * * *

 
Проект осуществляется при поддержке благотворительного фонда "Точка опоры"

Вернуться к содержанию странички          Вернуться в Городской школьный совет