При поддержке Фонда им. Д.С. Лихачёва

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

"НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ"

 

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА


 

Автор работы - Кемпи Кристина,

общеобразовательная школя №7

г.  Петрозаводск

История ингерманландской семьи Николая Кемппи

 

            За время существования народы России пережили революции и войны, голод и разруху. Наверное, каждая семья прошла через тяжкие испытания. Многие люди не знают своего прошлого, прошлого своей семьи, родственников и предшественников. Я решила написать о своих родственниках, чтобы продлить их жизнь не только в памяти, но и на бумаге. Я собрала сохранившиеся фотографии, документы, справки, свидетельства и письма наших ушедших уже родственников.

Дедушка – Николай Фомич 12.07.1911 г. р. и бабушка – Анна Ивановна 6.07.1917 г. р. жили в деревне Кемппиля (Кемппилево), приход Скуоритца, Красногвардейском (ныне Гатчинском) районе, Ленинградской области. Деревня была образована финнами – ингерманландцами. Рядом с деревней находился колхоз, жители в основном занимались сельским хозяйством: сажали картофель, зерно, держали скот. Фамилия, как у бабушки, так и у дедушки была одна и та же – Кемппи.

  Семья дедушки была большая и дружная: четыре брата, две сестры, отец с матерью и родители отца. И все десять человек работали, поэтому и хозяйство у них было большое: лошади, коровы, стадо овец. Но в 1930 году их раскулачили, отобрали скот, сельхозорудие и часть вещей, но жить оставили в своём доме, для этого всей семье пришлось вступить в колхоз.

  До женитьбы дедушка был председателем сельсовета в Ковшолове, недалеко от Гатчины. После свадьбы с бабушкой, которая состоялась в 1939 году,  он работал счетоводом в колхозе, а затем стал председателем колхоза в деревне Кемппиля.

  В этом же году в конце ноября началась финская (зимняя) война. Многих забрали на фронт из деревни, в том числе и дедушку. Они дошли до Пяриоки, но в боевых действиях не участвовали.

  В 1941 году началась Великая Отечественная война. Перед приходом немцев, дедушка, как председатель колхоза погнал скот в Вологодскую область, чтобы тот не достался врагу. Он не мог бросить скот, иначе его обвинили бы в пособничестве врагу. В пяти километрах от деревни уже стояли немецкие войска. Всё кругом было заминировано немцами,  русские солдаты взрывались  на минах, и дедушка не смог далеко прогнать стадо. Несколько раз дедушка пытался пройти через линию фронта, чтобы оказаться в действующей армии. Но деревня была окружена, и пройти через линию фронта он не смог. Ему пришлось вернуться домой, где его ждала жена с трёхмесячным ребёнком на руках.

  С августа 1941 года Ленинградская область была оккупирована немецкими захватчиками, в том числе и деревня Кемппиля. Из воспоминаний племянницы дедушки – Шукшиной Нелли Ивановны: « Николай Фомич был храбрый человек. Перед немцами не любезничал. Например, я помню, как гнали людей на расчистку дорог между деревнями от снега. Он добивался, чтобы нормы были согласно числу жителей в деревне. Помню, как он не побоялся  перед немцами заступиться за людей, когда они издевались над ними,  над их трудом, и заявил, что нельзя на лошадях топтать овёс – люди останутся без урожая, будут голодать. За это его привязали к дереву – к толстой сосне у школы и на виду у всех стреляли в сосну чуть выше его головы». С приходом в деревню немцев, жители работали только на них, кормили их армию: заготавливали дрова, сушили сено для их лошадей, собирали урожай – и отдавали им.

  Многие дома деревенских жителей занимали немецкие солдаты, например дом троюродной сестры бабушки – Айно был занят под немецкую комендатуру, поэтому  во время войны в доме отца дедушки – Кемппи Фомы Ивановича 28.04.1873 г.р. собралось очень много родственников. Жить было трудно и тесно.

  Зимой 1942 года дедушка получил от немцев пропуск и съездил в Эстонию. Около Нарвы он купил корову, а позже пришлось продавать даже кожу от скотины. Питались плохо – варили шерсть, пропускали через мясорубку и делали холодец. Ели сушёный мох, траву, пекли на плите лепёшки из травы. Иногда, чтобы прокормить такую большую семью, приходилось продавать и вещи.

  В октябре 1943 года семью (дедушку и бабушку, их дочь двух лет, родителей дедушки, четырёх братьев и трёх сестёр)  насильственно вывезли из Ленинградской области в Эстонский лагерь Клоога. Там семья находилась две недели, жили в конюшне. А затем  5.11.1943 года через порт Палдиски их вывезли в Финляндию в приёмный лагерь Ханко. 9.11.1943 года перевезли в карантинный лагерь Ойтти  и на место поселения в Ристиина. Там 8.07.1944 года у дедушки с бабушкой родилась вторая дочь – Сюльва (Сильва).

   Приехав в Финляндию, бабушку и дедушку приставили к хозяину. Бабушка помогала по хозяйству, а дедушка работал помощником в магазине. Дедушке предлагали с семьёй остаться в Финляндии, у него была возможность учиться на товароведа. 

  Шестьдесят три тысячи ингерманландцев были вывезены немцами с оккупированной земли в Финляндию. В октябре 1944 года Финляндия вышла из войны и подписала с СССР договор, по которому Советский Союз должен был вернуть финских военнопленных, а Финляндия всех советских граждан, находящихся на её территории.

  Под давлением советских агитаторов и под принуждением финских властей, вынужденных выполнять договор, в СССР возвратилось 55 тысяч российских финнов из 63 тысяч, остальные девять, узнав о судьбе ранее уехавших людей бежали в основном в Швецию. Из дедушкиной семьи умерла в Финляндии только сестра, остальные вернулись на Родину.

  Вернувшихся же финнов под конвоем провезли в опечатанных на границе вагонах мимо Ленинграда в Ярославскую, Псковскую, Новгородскую и Калининскую области. На станциях отцеплялись вагоны, и людей на телегах и пешком везли в незнакомые деревни, где жители относились к ним как к врагам. Люди жили вдали от родных мест, без имущества и поддержки, без возможности уехать.

  Семью дедушки (жену и двоих детей) поселили на государственную проверку в Новгородской области, Валдайский район, деревня Гагрино (отца и мать дедушки, его сестру – Ольгу, двух братьев – Осипа и Вяйно, а также двух племянниц – Нелли и Людмилу поселили в Псковской области, Дновский район, Рвовский сельсовет, деревню Зальховье). Здесь давали ссуду на постройку дома и на покупку скотины. Дедушка взял 3000 рублей, чтобы купить корову. Прибывших расселяли в опустошённые бараки, где жили по 25 – 30 человек. Каждой семье выделялась небольшая площадь, друг от друга отделялись простынями. В один из августовских дней 1946 года бабушка продавала одежду на базаре в Валдае, в 12 километрах от Гагрино. А в это время к ним домой пришли люди, обвинили дедушку в измене Родине, назвали  врагом народа и арестовали.  Когда бабушка вернулась домой, к ней подбежала маленькая дочь Неля, плачет и говорит: «Папу взяли чужие дяди». Позже бабушка узнала, что дедушка находится в городе Кашине. Не раз ездила к нему, возила передачи.  Знакомых не было -  все люди чужие, с ними детей оставляла.

  А через год дед был в тюрьме в Силломяэ. Работал на шахте, где добывали сланцы и руду. В 1950 году его отправили в тюрьму в Омскую область.

  В 1947 году бабушка уехала в Эстонию к родственникам, которые работали на хуторе у хозяина. Её приняли только с одним ребёнком,  вторую дочь – Сильву она оставила у родных. Но вскоре и её привезли. Однако хозяин, у которого жила бабушка, сказал, что с двумя детьми он её не возьмёт на работу. Ей пришлось найти квартиру, где она снимала комнату.

  В 1948 году пришлось уехать из Эстонии. Эстонские кулаки больше не желали держать у себя финнов – ингерманландцев. В паспортах ставили кресты, которые означали, что человек подвергался выселению, и их не брали на работу, и кормить детей было нечем.

  Семья (бабушка, её мама, дети и сёстры) убежала в Псков, в 12 километрах от города они нашли торфопредприятие. Жили по 65 человек в бараке. Никто не ругался, всё успевали делать – и готовить, и стирать. Из мебели были только столы, которые ночью превращались в кровати.

  Работа была очень тяжёлая – четыре часа работали, четыре отдыхали,  и так целый день. Бабушка работала на стилке торфа, и надо было переносить  доски по 32 кг веса. Дети оставались со своими старшими братьями и сёстрами.

  В 1949 году приехал вербовщик из Карелии и обещал хорошие условия. И семья уехала в далёкую Карелию, на самый север – в Чупу.

  В 1951 году дедушка вернулся из Сибири к бабушке в Чупу. Как бабушка, так и дедушка слали работать на Керетском лесозаводе. В Керети была только 7- летняя школа, а в Чупе интернат, где давали 10 классов образования. Дети росли, им надо было давать образование, поэтому дедушка решил перебраться с острова на материк. Так в 1957 году он уехал в Петрозаводск к родным. Работал плотником на соломеннском лесозаводе. Целый год жил один, пока не построили в Соломенном 8-квартирный жилой дом, в который в 1958 году он перевёз свою семью уже из четырёх детей (в 1952 году родилась ещё одна дочь – Лида, а в 1956 году – сын Виктор). Сейчас в этом доме живёт моя семья.

  В 1998 году т. Сильва подала на реабилитацию бабушки в Министерство внутренних дел Республики Карелия. Бабушка была реабилитирована, что подтверждает « Справка о реабилитации», выданная 30 октября 1998 года. Но бабушка об этом так и не узнала.  

    Доктор исторических наук – Ф.И.Фирсов писал: «Воспоминания людей сталинских времён – обвинение бесчеловечному режиму, приведшему к деградации общества, режиму, который принёс неописуемые мучения тем, кто оказался его жертвами, горе их близким и родным, деформировал сознание всего народа…».

  Жертвами этого режима стала и моя семья. Много трудностей и бед пришлось пережить ей: война, репрессии, арест дедушки. Вся деревня подверглась депортации в отдалённые районы страны. Поэтому семья была разбросана по всему СССР. Нарушением прав я считаю и то, что им не разрешили вернуться в свою деревню в Ленинградской области.

У дедушки была возможность остаться в Финляндии, но он ею не воспользовался, потому что знал, что ни в чём не виновен. Только после смерти Сталина он смог вернуться к жене и детям.

 После возвращения на родину семья была расселена по всей стране, у них не оказалось возможности вернуться на прежнее место жительства – в деревню Кемппилево. Кроме этого семью ждали большие трудности в устройстве на работу (дедушка по образованию был бухгалтером, а работал плотником) и получении жилья.

            Семья дедушки смогла пережить сталинские времена. Но даже после двадцати лет смерти Сталина  «враг народа» висело над семьёй как клеймо. По окончанию службы в армии моего отца – Кемппи Виктора Николаевича,  готовили к параду на Красной Площади. Но после прочтения  досье, папу отстранили от участия в параде, так как это клеймо преследовало всю жизнь не только самого обвиняемого, но и его родных.

            Бабушка умерла в 1975, а дедушка в 1980 году. На протяжении всех этих лет они молчали, не говорили о том, что им пришлось пережить. Но постепенно прошлое забывалось. К финнам стали относиться лучше, не смотря на все тяготы жизни, они не озлобились, продолжали работать на лесозаводе, награждались грамотами, участвовали в самодеятельности и принимали активное участие в жизни посёлка. 

            Им было очень тяжело вспоминать те события, у каждого стояли слезы на глазах. Никто из них не может понять, почему их лишили родины. У них не было обиды ни на Советский Союз, ни на коммунистов. Остался лишь один вопрос – за что?

            Я думаю, что чем лучше мы будем знать историю народов, тем меньше будет конфликтов на национальной почве.

 

  

Приложение

 

1.     Свидетельство о рождении Кемппи Николая Фомича, выданное 12 марта 1956 года

2.     Свидетельство о рождении Кемппи Анны Ивановны, выданное 5 февраля 1948 года

3.     Карточка учёта переселенцев Ингерманландии в карантинный лагерь Ханко № 2545

4.     Справка о реабилитации Кемппи Анны Ивановны № 3/7-Р-29, выданная МВД Республики Карелия 30 октября 1998 года

5.     Справка из Национального архива Финляндии, подтверждающая нахождение Кемппи  Николая в лагере Клоога  4.03.1998 год

6.     Почётная грамота, выданная Кемппи Николаю Фомичу 7 ноября 1954 года директором Керетского лесозавода № 10

7.     Почётная грамота, выданная Кемппи Николаю Фомичу 27 марта 1956 года директором Керетского лесозавода № 10, выполнившему план 1-ого квартала 1956 года на 140%.

8.     Почётная грамота, выданная Кемппи Николаю Фомичу 28 апреля 1961 года

9.     Почётная грамота, выданная Кемппи Николаю Фомичу 6 августа 1963 года

10. Почётная грамота, выданная Кемппи Анне Ивановне 30 апреля 1955 года директором Керетского лесозавода № 10

11. Почётная грамота, выданная Кемппи Анне Ивановне 8 марта 1958 года директором Керетского лесозавода № 10

12. Письмо прадедушки - Кемппи Фомы Ивановича сестре дедушки – Ольге от 28.10.1945 года

13. Письмо прадедушки - Кемппи Фомы Ивановича сестре дедушки – Ольге от 17.04.1946 года

14. Письмо прадедушки - Кемппи Фомы Ивановича сестре дедушки – Ольге от 30.08.1946 года

15. Фотографии из семейного архива

 

Литература

1.                 В семье единой: Национальная политика партии большевиков и её осуществление на Северо-Западе России в 1920-1950-е годы. ПетрГУ, 1999.

2.                 Гильди Л.А. Расстрелы, ссылки, мучения. СП б, 1996.

3.                 Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. ПетрГУ, 1999.

4.                 Киуру Э.С. Финны в России: история, культура, судьбы. ПетрГУ, 1998.


На главную страницу Конкурса