При поддержке Фонда им. Д.С. Лихачёва

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

"НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ"

 

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА


 

Авторы работы - Шаранкин Александр, Шаранкина Ксения

Педагог-наставник - Голубева Ольга Вадимовна

Рауталахтинская основная общеобразовательная школа

Питкярантского района Республики Карелия

2004 г.

 

Нарушение прав человека в истории моей семьи

 

Введение

 

Цель исследовательской работы:

·     Изучить вопрос о нарушении прав человека в советский период истории родного края.

   

Методы работы:

Мы выдвинули гипотезу, что в СССР в основном нарушались права первого поколения: личные права и свободы и политические права и свободы.

 

 

Часть I.

 

Что бы человек ни делал, он непременно вступает с другими людьми, коллективами и с государством в определенные отношения, многие из этих отношений регулируются правом. Право - понятие неоднозначное.

       Во-первых, права человека - это правила, относящиеся к «вертикальным» отношениям, т. е. отношениям между властью и человеком. «Горизонтальные» же отношения, отношения между людьми – родственниками, соседями, прохожими, партнёрами – правами человека не регулируются. Другое значение - это личная возможность. 

Многие думают, что права человека существуют давным-давно, чуть ли не с тех далёких времен, когда на земле появился первый человек.

         Однако долгие века и тысячелетия человеческой истории люди целиком и полностью зависели от власти. Считалось, что королевские династии получили власть из рук Бога, и значит – власть божественна и священна. А все люди, в свою очередь, являются слугами этой власти. Они должны ей поклоняться, подчиняться и принимать все её действия как должное. Власть – всемогущая, а человек – маленький. Власть – всё, человек – ничто. Такой порядок вещей люди считали вполне естественным, и до поры до времени не представляли, что всё может быть и по-другому.

       Вот как это было сформулировано в Декларации независимости США (1776 год):

«Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью.»

         Нередко в одинаковом значении используются слова право и закон. Однако, в строгом смысле слова законом называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти. От всех нас, как минимум, требуются знания главных законов. Однако еще Бальзак с горечью констатировал: "Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон".

Как говорил философ Владимир Соловьев, сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. А по словам правоведа С. Алексеева путь в будущее нормальному гражданскому обществу лежит через право, через его возвышение, через верховенство закона во всей нашей жизни, то есть через тот институт цивилизации, без которого невозможно устранить произвол, большевизм, безумство власти.

         Проблема прав человека принадлежность отнюдь не только нашего времени. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психологического и физического благополучия.

         Идея прав и свобод человека намного опережала реальные политические условия их осуществления. Отчет истории прав человека в их нынешнем виде следует вести от Декларации независимости США и Великой Французской революции. По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Ибо неправовые, диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением внутри страны, им нужны послушные государства на мировой арене.

         Подавление прав человека в отдельных странах - очаг пожара, который может охватить весь мир или его значительную часть.

         Вот поэтому была создана организация объединенных наций (ООН). ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов -  Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).

        В 1948 году, при голосовании в ООН по Всеобщей Декларации прав человека, Советский союз воздержался. Также поступили и другие социалистические страны.

        С одной стороны, СССР подписал Всеобщую Декларацию и международные Пакты, но, с другой стороны, так их и не опубликовал. Большинству советских граждан эти документы были неизвестны. Полномочия Комитета ООН по правам человека Советский Союз признал лишь в июле 1991 года, за месяц до августовского путча, который поставил на существовании СССР крест.

        Права человека в понимании СССР – это то же самое, что социальная защита. Государство должно опекать своих граждан, обеспечивать их работой, жильём, пенсиями, пособиями и льготами – собирать все ресурсы воедино и “по справедливости” их распределять. Тогда у каждого будет достойный уровень жизни. Не будет рядом миллионеров и нищих - каждый будет достойно обеспечен.

Социально-экономические права нужно обеспечивать в первую очередь, потому что они защищают от нужды. Зачем человеку свобода, если у него нет денег на еду? Эти права называются правами второго поколения . Права второго поколения: экономические, социальные и культурные права. Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

Однако, важнее всего  права первого поколения, к которым относят личные права и свободы, политические права и свободы. Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению. Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д. 

   Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством. Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия. К политическим правам относятся: право на управление делами государства; свобода передвижения; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.  За годы нашей истории, начиная с семнадцатого года, произошло как бы четыре расстрела. Расстрел частной собственности и тем самым - интереса к труду; расстрел демократии, т.е. всяческой законности; расстрел национальных чувств, культуры, причем и нашей собственной, и мировой, и, наконец, расстрел религии, т.е. совести.

         Этот расстрел определил жизни людей в нашей стране.

          И мы хотим поведать историю семьи, которая пострадала из-за нарушения прав человека в советский период в нашей стране.

 

       (Игнатков А.И.)

Часть II.

      

         Эту историю рассказала мне моя мама.

         Моя прабабушка Голенкова Василиса Егоровна родилась в 1910 г. в Вологодской области. Детство у неё было очень трудное. Семья большая, 12 детей, голод и холод. Пятилетнюю девочку родители отправляли собирать кусочки хлеба. Она ходила из деревни в деревню и просила хлеба. Одежды никакой не было. В семье были одни валенки на всех детей. Зимой Василиса заматывала коленочки тряпками, надевала валенки, рваный тулупчик и шла добывать пропитание для семьи. Революция 1917 года почти не изменила жизнь семьи. И каким счастьем для семьи было то, что Василиса в 1930 году вышла замуж за Александра Ивановича Игнаткова, человека из крепкой, зажиточной семьи. Игнатковы имели большой дом, 4 коровы, 2 лошади, много овец, кур и гусей. Жили дружно вместе с родителями и 3 другими братьями и их семьями. Работали непокладая рук: пахали, сеяли, собирали урожай. По воскресеньям вся семья ходила в церковь. В 1932 году в  родилась моя бабушка Платонида Александровна.  Маленькая Платонида имела много красивой одежды, шубку, меховую шапку. Многие крестьяне завидовали достатку семьи и желали завладеть их имуществом.

           (Игнаткова В.Е.)         

         Вскоре это и произошло. В 1936 году в деревне Иевково началась коллективизация.

         Представители власти собрали всех жителей деревни в клубе и заставили написать заявление о вступлении в колхоз. Игнатковы отказались. Тогда осенью1936 года поздно вечером в дом ворвались работники милиции. Велели всем одеваться, выгнали из дома. Весь скот, мебель, вещи, даже детскую одежду, которой завидовали многие односельчане, погрузили на машины и увезли. Всех родственников отправили в Сибирь. Ни на какие слезы и уговоры власти не реагировали. Пожаловаться было некому.

          Осталась Василиса Егоровна одна с малолетней Платонидой на руках в пустом доме. Это были страшные дни для семьи. Как только они выжили!  Ели очистки, пекли хлеб из крапивы и лебеды.

                                                                                             

         Церковь в деревне сожгли и запретили даже говорить о Боге. Прабабушке удалось спрятать молитвенники и иконки, которые она сохраняла всю жизнь.

Через некоторое время прабабушка вынуждена была вступить в колхоз.

         В 1938 году Александр Иванович вернулся домой из Сибири. Семья бедствовала, и муж и жена решили уехать в Карелию на заработки. Поселились они в деревне Ладва. Работали в леспромхозе, немного обжились. Родились дети. И вдруг, в 1939 году - новая беда. Началась русско-финская война. Александра Ивановича сразу забрали на фронт.

         Василиса Егоровна с раннего утра до поздней ночи работала в лесу: валила деревья двухручкой, рубила сучки. О троих младших братьях и сестрах заботилась моя бабушка, так как она была старшей в семье. Хотя ей было всего семь лет. Все дети называли ее няня. И для них она осталась "няней"  на всю жизнь.

         Вскоре Александр Иванович  вернулся домой. Семья даже не успела толком насладиться  встречей, побыть вместе, привыкнуть друг к другу, как вновь удар - Великая Отечественная война. Василиса Егоровна вновь осталась одна с детьми. Немцы бомбили, наступил голод, и семью эвакуировали в Вологодскую область. Целый месяц поезд добирался до места. Постоянные бомбежки и страшный голод испытали все. Младшей дочери Капитолине    шел второй год, и она постоянно просила кушать. А Василиса Егоровна в этот момент была беременна пятым ребенком. До Вологодской области добрались не все, кто был в этом поезде.

         Добравшись до места, прабабушка  устроилась работать в леспромхоз. Через год и Платонида начала свою трудовую деятельность. Ей было 10 лет. Она должна была выбирать деревья для спилки и помечать их. Площадь ее делянки была равна 6 км2. В любую погоду, зимой и летом, девочка должна была идти на работу, а после работы помогать по хозяйству маме и заниматься детьми. А ведь она еще училась в школе, причем очень хорошо. Бабушка окончила школу почти на одни пятерки.

         1 января 1942 года Василиса Егоровна родила дочь Раису. Через несколько дней она уже работала.

         Во время войны семья жила в общем доме, где жило еще несколько семей. Ночами они собирались на кухне и разговаривали о своей жизни. Но вскоре к дому стал часто подъезжать "черный воронок", и  некоторые жители стали пропадать бесследно. Все поняли, что говорить ни с кем нельзя, обсуждать жизнь - это небезопасно. Василиса Егоровна замкнулась в себе, ни с кем не общалась. Только письма  мужа с фронта согревали душу и поддерживали в трудное время.

         В 1944 году после ранения вернулся домой мой прадед. Он был единственным мужчиной в деревне. Все его братья погибли во время Великой Отечественной войны.

         День Победы принес большую радость в семью. Все обнимались и плакали, и поздравляли Василису Егоровну с рождением  дочери Валентины.

         После войны семья завербовалась в Карелию и поселилась  в поселке Хелюля,  города Сортавала. Работали на мебельно-лыжном комбинате. Получали очень мало, жили бедно.

              (Игнаткова П.А.)   

        Моя бабушка Платонида Александровна работала на мебельно-лыжном комбинате со всей семьей, а по вечерам училась в техникуме на бухгалтера. Со временем она стала одним из лучших работников Сортавалторга. Но для того, что бы получить должность старшего  бухгалтера, ей нужно было вступить в ряды КПСС. Иначе возможности карьерного роста не было.

         В 1951 году моя бабушка вышла замуж за Давыденко Евгения Михайловича, молодого паренька, закончившего ФЗО и приехавшего на работу в Хелюля на мебельно-лыжный комбинат. У них родились две дочери - Любовь и Валентина.                                         

         Валентина Евгеньевна - моя мама.  Свое детство она провела в поселке

Хелюля, где училась в средней школе № 7. Она принимала активное участие в жизни школы. 22 апреля 1965 года ее приняли в пионеры. С гордость носила

мама пионерский галстук. Но когда мама стала старше и узнала историю своей семьи, она увидела все то бесправие, которое  царило в жизни. В восьмом классе всех учащихся заставили вступить в комсомол. Мама отказывалась это делать. Но ее, как активистку школы, вызвали в райком комсомола города Сортавала и пригрозили, что она не сможет получить высшее образование. А это была мамина мечта, поэтому ей ничего не оставалось делать, как подать заявление в комсомольскую организацию. За критику Л.И. Брежнева маме сделали замечание на общем собрании класса.

         Валентина Евгеньевна стала учителем английского языка, а затем руководителем школы. Долгое время от  нее требовали заявление на вступление в КПСС, применяя даже угрозы. Мама стойко вынесла все эти нападки. В коммунистическую партию мама так и не вступила.

 

         Подводя итог работы, хочется спросить себя, насколько нарушение прав человека изменило жизнь моей семьи. Если представить себе другую ветвь развития моей семьи, то у моих прабабушки и прадедушки была бы крепкая, состоятельная семья. Их дети выросли бы в достатке, воспитанными в духе христианской православной веры. Они бы работали не покладая рук, видя результаты своего

труда и радовались жизни. Во время войны не погибло бы трое бабушкиных детей. Ведь они погибли от холода и голода!  Бесправие советской эпохи привело к человеческому горю,  бесчисленным смертям, неустроенности в жизни.

 

 

Часть III.

 

         История моей семьи - это яркий пример всевозможных нарушений прав человека.

         Она стала жертвой жестоких, варварских попраний прав человека.

         Моя семья пережила две кровавые войны, погибли мои родственники. Это вопиюще нарушение прав человека на жизнь, геноцид против народа, тягчайшее преступление против человечества.

         Сталинизм обрушился на нашу страну, устроив геноцид народов, ее населяющих. Были созданы условия для физического вырождения людей. Нарушались права на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, на защиту своих прав.

Духовный геноцид выразился в сведении к нулю свободы совести и религии, и, что было самое мучительное,  полном удушении свободы слова и мысли.

После смерти Сталина в 1953 году в нашей стране уже не было такого пресса запретов, неодобренного свыше действия. Однако нарушения прав сохранялись. Не было политических свобод, свободы слова.

Изучая вопрос о нарушении прав человека в советский период истории родного края, мы выдвинули гипотезу, что в основном нарушались права первого поколения. Наша гипотеза подтвердилась.

Нужно ли было потратить время на изучение этой проблемы? С уверенностью можно сказать, что да. Знания о том, как страдала моя семья от бесправия, побудили меня к дальнейшему изучению прав человека. Конечно, я не могу помочь моим бабушкам, дедам. Но свою дальнейшую деятельность я направлю на защиту прав несправедливо обиженных людей.

Я считаю, что каким бы экзотическим ни казалось то или иное нарушение прав человека, оно заслуживает нашего пристального внимания и изучения, чтобы никогда не  допустить ничего  подобного  в нашей жизни.

         Я призываю всех людей, давайте помнить о том, что было с нашими предками!

Давайте никогда больше не допустим подобного в наши жизни! Давайте научимся сами и научим наших детей защищать свои права!

 


На главную страницу Конкурса