Вернуться в ЮС "Дорога"     Вернуться в содержание учебника


Юниорский союз "Дорога"

Учебник школьного ученического самоуправления

Параграф 1. Сложное слово «самоуправление».

Наши новые знакомые – доктор школьных наук, профессор Ю.С.Дорога, петрозаводские школьники Федя Пессимистов и Вася Активистов – решили начать работу над учебником с самого главного. Они встретились в штабе Юниорского союза «Дорога», чтобы обсудить, какой смысл скрывается за сложным словом «самоуправление».

Профессор Дорога: Ну что ж, мои юные друзья, приступим. На прошлой встрече Федя поведал грустную историю о том, как его записали в «самоуправление» и что из этого вышло. Федя, может быть, ты расскажешь нам, что же в твоей школе понимают под ученическим самоуправлением?

Федя Пессимистов: Ну вот, опять Федя… Чуть что – сразу я…

Вася Активистов: Федя ты Федя! Ты как будто на урок пришёл! Профессор ведь тебе не собирается двойки ставить. Просто, как мы поняли из прошлой беседы, твоей школе до настоящего самоуправления еще ох как далеко! Поэтому и начинаем разговор с тебя. Так что наливай чай и рассказывай!

Федя Пессимистов: Ну, так и быть. Как раз недавно у нас был классный час. Мариванна, наша классная, говорит: «Будем создавать в нашем классе самоуправление. Вы теперь всё будете делать сами. Сначала давайте выберем старосту. Он будет руководить дежурствами, проводить классные часы и собирать дневники на проверку. Я думаю, старостой будет Маша Отличникова. Все за? Отлично. Еще нам нужен культмассовый сектор, чтобы проводить вечера и утренники. Это будет Сева Затевахин. Теперь учком. Это тот, кто будет подтягивать двоечников. Учкомом выберем Светочку Заучкину. И наконец, редактор. Он будет выпускать газету нашего класса под названием «Учёба – наш главный труд». Так-с, редактором будет Петя Рифмоплётов. Ну, а в школьном парламенте у нас - Федя Пессимистов. Молодцы, все по домам!»

Профессор Дорога: Очень любопытно! Вася, как ты считаешь, действительно ли в Федином классе есть самоуправление?

Вася Активистов: Ага. Только учительница, наверное, думает, что «самоуправление» - это когда она сама управляет, без учеников. Мариванна просто назначила себе помощников, которые будут облегчать ей жизнь. Нет, я не спорю, ученики должны помогать учителям. И в нашем классе тоже есть староста. Но, по-моему, ученическое самоуправление – это совсем другое!

Профессор Дорога: Что же тогда, Вася, ты понимаешь под «ученическим самоуправлением»?

Вася Активистов: Я понимаю так: ученическое самоуправление – это когда ученики сами собой управляют. То есть решают вопросы своей жизни в школе сами, без указки учителей. В нашей школе для этого выбран орган самоуправления - школьный совет. Если у учеников есть какая-то проблема, то школьный совет ставит её перед директором. И директор от этой проблемы уже не отмахнётся. Он ведь знает, что школьный совет говорит от имени всех учеников. А если ребята хотят чем-то заняться в свободное время, например, провести спортивный праздник, то им не надо уговаривать учителя физкультуры – школьный совет поможет организовать всё самим.

Федя Пессимистов: Да никому это не нужно! Кто из современных школьников будет тратить своё личное время, чтобы проводить какие-то там праздники? Им ведь денег за это не платят!

Вася Активистов: Ты, Федя, не обижайся, но… Сейчас ты показал нам, с какими взглядами растут ребята в тех школах, где самоуправление заканчивается на дежурстве по столовой. Давай-ка сравним наши школы на простом примере. Какой у нас скоро праздник? Новый год. Расскажи-ка мне, как он обычно проходит в вашей школе?

Федя Пессимистов: Физрук надевает бороду Деда Мороза и водит хороводы вокруг елочки. Кто стишок прочитает – тому конфетку.

Вася Активистов: И вам нравится?

Федя Пессимистов: Конечно! Я с первого класса один и тот же стишок читаю, и мне всегда конфетка достаётся!

Вася Активистов: Вот видишь! Не новый год, а какая-то стихотворная повинность! А в нашей школе новогодний праздник проводит школьный совет. В совете есть организаторская комиссия, которая придумывает разные школьные дела. В прошлом году у нас на новогодней ёлке произошло совершенно неожиданное событие. Снегурочку – её играла Кристина, председатель организаторской комиссии – украла «нечистая сила». В «нечистую силу» нарядились ребята из школьного совета. И главный среди этой нечисти объявил, что теперь Снегурочку надо выкупить, а иначе праздника не будет. Всем пришлось бегать по школе и выполнять смешные задания, чтобы «нечистая сила» развеселилась и отпустила бедную внучку Деда Мороза. Меня, например, заставили с завязанными глазами рисовать снеговика. Знаешь, как прикольно было! До сих пор вспоминаем!

Профессор Дорога: Давайте обобщим. Вася считает, что ученическое самоуправление есть в том случае, если вопросы своей жизни в школе ученики решают сами. Конечно же, Вася не говорит, что школьный совет отбирает полномочия у директора или учителя.  Ведь активисты ученического самоуправления не могут вместо завхоза покупать краску на ремонт школы или вместо учителей вести уроки…

Федя Пессимистов: Ну, почему же? Иногда могут! Поучись-ка, Васечка, у нас! В нашей школе в День учителя каждый год проходит День самоуправления. В этот день уроки вместо учителей ведут старшеклассники, а самый солидный школьник выполняет обязанности директора. Учителя уходят отмечать свой праздник, а у нас начинается… полное самоуправление! Я на прошлом Дне самоуправления вёл урок в 5 «Б» классе. Есть там такой Колька Дергунов. Всё время в столовой в меня корками апельсиновыми кидался. Так я ему в отместку двоек наставил в журнал на всю четверть вперед! Правда, математичка меня потом этим журналом чуть не пришибла…

Вася Активистов: Честно говоря, Федя, даже не знаю, чему тут можно поучиться. Ты предложи в следующий раз назвать это весёлое мероприятие как-нибудь по-другому. Например, Днём будущего учителя. Во всяком случае, самоуправление здесь точно ни при чём. Ведь оно не может существовать один день в году и не означает, что ученики подменяют учителей. У учителей есть свои права и обязанности, а у школьников – свои.

Профессор Дорога: Раз уж мы заговорили о правах и обязанностях, давайте обратимся к Закону об образовании. Многое из того, что написано в этом законе, в школах до сих пор не используется. А зря! Например, закон даёт обучающимся, то есть школьникам, право участвовать в управлении школой. Таким же правом обладают педагоги и родители. А управление школой, согласно статье 35 этого закона, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это значит, что в школе есть «начальник» - директор школы, который имеет право решать многие вопросы своей директорской властью. Но есть и органы самоуправления, каждый из которых также обладает властью при решении «своих» вопросов.

Вася Активистов: Правильно ли я понял, профессор, что ученики через самоуправление осуществляют своё право на участие в управлении школой?

Профессор Дорога: Совершенно верно! При этом в уставе школы должно быть написано, какие в школе существуют органы самоуправления и какие вопросы они могут решать.

Федя Пессимистов: Это что еще за устав такой?

Профессор Дорога: Каждая школа, Федя, работает на основе своего устава. Там написано, какие есть права и обязанности у учеников и учителей. Что в школе можно, а что нельзя. Какие наказания можно применять. И много других полезных сведений о правилах школьной жизни. В том числе, как устроена школьная власть: что может делать директор, а что – органы самоуправления. Органы самоуправления - это педсовет, общешкольное собрание и многие другие, в том числе, и совет ученического самоуправления. Между прочим, устав должен висеть в школе на видном месте, а администрация школы обязана знакомить с ним учеников и родителей. Это написано в Законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Вася Активистов: Значит, в уставе школы должно быть сказано, какие у школьного парламента есть полномочия. И это даст возможность ученикам через свой парламент  участвовать в управлении школой.

Профессор Дорога: Совершенно верно! Но это – идеальный вариант. К сожалению, во многих школьных уставах об ученическом самоуправлении не написано вообще ничего.

Вася Активистов: И как же тогда быть?

Профессор Дорога: Нужно помнить, что право участвовать в управлении школой ученикам даёт закон. Устав школы не может отнять у них это право. Самоуправление – механизм, который позволяет это право реализовать. Другого механизма участия учеников в управлении школой просто нет в природе! Конечно, лучше всего, когда полномочия органов самоуправления отражены в уставе школы. Но, если это не сделано, тогда в школе может быть принято Положение об ученическом самоуправлении, которое восполнит этот пробел.

Федя Пессимистов: Давайте-ка я скажу своими словами, что я из этого всего понял. Оказывается, школой управляет не только директор. В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. И для того, чтобы они могли это делать, необходимо создать органы самоуправления. Значит, ученическое самоуправление может не только праздники проводить, но и школой управлять?

Вася Активистов: Гениально, Федя! А еще я думаю, что если ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни. Сейчас большинство ребят приходят в школу с чувством, что от них ничего не зависит. Они думают, что всё решают учителя. Ведь им никто не рассказывал, что у них есть право участвовать в управлении школой.

Профессор Дорога: Коллеги, давайте договоримся: даже в соседних школах ученические самоуправления могут быть совершенно разными, и это нормально. Например, в первой из этих школ ребята встречаются с директором и решают, потратить школьные деньги на новый компьютер или же на аппаратуру для дискотеки. А во второй школе ученики хотят только проводить замечательные праздники, и им больше ничего не надо. Каким будет самоуправление в школе – зависит и от желания ребят, и от доброй воли администрации школы. Если ребята не хотят управлять своей школой, а администрация не хочет к ним прислушиваться, то право учеников на участие в управлении образовательным учреждением так и останется на бумаге.

Федя Пессимистов: Так, может быть, именно поэтому в нашей школе нет настоящего ученического самоуправления? Ребята ничего об этом не знают и не умеют договориться друг с другом, а администрации школы проще жить, когда никто не суёт нос в её дела?

Профессор Дорога: Не торопись с выводами, Федя. Пусть ребята и учителя подумают над нашей беседой и решат для себя этот вопрос сами. Может быть, читая следующие параграфы нашего учебника, они поймут, что в школе должно быть сильное ученическое самоуправление, причём с реальными правами и полномочиями.

 

Домашнее задание:

1.      Расскажи, что понимают под словом «самоуправление» ребята и учителя твоей школы.

2.      Дай прочитать этот параграф своим друзьям и знакомым. Узнай их мнение о прочитанном. А что думаешь ты сам?

3.      Если бы ты мог управлять своей школой, что бы ты в ней изменил? А твои знакомые? Одноклассники? Родители? Учителя?

Мы ждём твоих ответов по адресу: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если у тебя есть доступ к электронной почте, пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru

продолжение следует

© Д.В.Рогаткин


ОБСУЖДЕНИЕ ПАРАГРАФА 1

Педагог-организатор из Москвы Алексей Иванов написал нам с вами еще одно письмо. Я очень благодарен Алексею и надеюсь, что его пример вдохновит и остальных получателей рассылки. Письмо довольно большое, поэтому я буду комментировать его по тексту.

Денис

 ------------

Доброго времени суток! Изложу свои замечания по поводу учебника школьного самоуправления. Ну, во-первых, сам стиль. ИМХО, диалоги профессора Дороги и иже с ним должны быть лишь пояснением к основному тексту, как пример. А основной текст в свою очередь должен состоять из четких и ясных формулировок. Не нужно сваливаться в частности, как например проблема курения или внеурочной нагрузки. Пока, даже мне из опубликованных глав учебника не ясно какими силами и средствами можно решить проблемы класса или школы.

 -----------

По стилю. У ребят из нашей организации, которые прочитали первые параграфы, мнение прямо противоположное. Они в один голос считают такую форму подачи материала одним из главных достоинств учебника. Мне тоже кажется, что беседа персонажей учебника помогает сделать более понятными многие моменты, которые трудно было бы объяснять в академическом стиле. А что думают об этом остальные подписчики?

В конце замечания о стиле Вы, Алексей, резюмируете: «мне не ясно, как решить проблемы класса и школы». Тогда встаёт вопрос: а почему, собственно, Вы надеялись, что это станет ясно из первых параграфов? И, прошу прощения, что из них Вы всё-таки поняли? Можете ли Вы, перечитав каждую беседу, сформулировать основную мысль параграфа? Собственно, первые четыре параграфа посвящены разбору целей ученического самоуправления. Сначала, по-моему мнению, нужно понять, ЗАЧЕМ что-либо делать, а уже потом – как. Может быть, разобравшись в целях, Вы или другой читатель поймёте, что вам необходимо попробовать что-то другое, а не самоуправление…

-----------

Второе, как я уже писал, одной из проблем школьного самоуправления являеться пассивность самих школьников. К сожалению, не все такие активные и сознательные, как Коля Оптимистов. Учебник должен убедить ребят в том, что школьное самоуправлене нужно, в первую очередь, им самим, что школьный парламент(совет, дума) может стать реальной силой в их школе.

 ----------

Алексей, а это возможно? ;-)

Мне кажется, что учебник может лишь помочь что-то понять, не более. Даже не научить чему-то, а лишь помочь более осознанно сформировать своё отношение к ученическому самоуправлению. А убедить кого-то в чём-то может только реальная жизнь. Вам и команде ребят, которую Вы вокруг себя соберете, учебник поможет создать свой проект ученического самоуправления, а остальные школьники убедятся или разубедятся в необходимости самоуправления, оценивая результаты вашей реальной работы. Станете «реальной силой» - все это увидят, и уже не надо будет агитировать.

У педагогов вообще, как ни у кого другого, сильна вера в «волшебную палочку». Лет десять назад опытная учительница завела меня в класс к своим ученикам со словами: «Зажгите их!». Так просто: «легким движением руки» за 45 минут класс превращается… превращается…

---------

Наконец, третье. Этот учебник, должен быть полезен не только школьникам, но и учителям. То есть он должен быть написан немного более взрослым языком, а как раз примеры могут помочь разобраться детям в каких-то тонких нюансах. Это все что касается учебника. У меня кроме этого есть еще вопросы. Когда появиться продолжение программы "Педагог-организатор"? Начало было очень впечатляющим, весьма правильно были подмечены все сложности вожатской работы в современной школе, но что же дальше?

---------

Нашим новым подписчикам объясню, что речь идёт о программе обучения педагогов-организаторов Петрозаводских школ новым воспитательным технологиям. Я являюсь автором и координатором этой программы. Прочитать её вы можете на сайте Детско-юношеского центра Петрозаводска: http://sos.karelia.ru/dyts/

Так вот, о программе. Продолжение появится… в следующем учебном году. В этом году мы работаем по той программе, которую Вы уже прочитали. К нам на методический день приходят педагоги-организаторы школ, мы учимся, обмениваемся информацией. К концу учебного года мы проанализируем работу педагогов-организаторов в школах и эффективность программы «Педагог-организатор». Дальше будем думать, куда идти и, наверное, напишем следующую программу. Пока мы – в начале пути.

--------

Второй вопрос. Можно ли разместить содержание рассылку по школьному самоуправленю на компьютерах в школьном компьтерном классе, чтобы каждый школьник мог ознакомиться с ней?

--------

Я - категорически ЗА!

--------

Ну и напоследок отвечу на вопрос, что я делал и что собираюсь делать для организации школьного самоуправления в нашей школе. Что было сделано. Сначала я прошелся по всем классам и по классным руководителям с просьбой выбрать представителя класса в совет школы и по возможности представить ребят в различные сектора: культмассовый, учебный, спортивный и т.п. Прошу заметить, что все это я проделал лично и почти все классы мне покивали головами, мол обязательно изберут и направят. Правда в некоторых классах данное предложение было встречено громким смехом, ну да фиг с ними. Итак, торжественный момент настал, началось первое заседание совета школы. То что явка была около 70% никого не смутило и засучив рукава совет принялся за работу. Правда спустя несколько минут пришлось отпустить нескольких товарищей, так как у кого был зачет, у кого обязательный "кружок", у кого тренировки. Все остальные мужественно держались. Зам по воспитательной доходчиво объяснил, для чего нужен совет школы. Для решения школьных вопросов, для организации праздников, для помощи учителям и т.п. Был оглашен список секторов, с призывом распределиться по оным, дабы каждый мог проявить себя с лучшей стороны. Сказано - сделано. Народ распределился по секторам, выбрали ответственных. На этом первое собрание было закончено. Второе собрание состоялось через две недели. Я, опять-таки, лично обзвонил всех представителей класса, повесил по всей школе объявления. Собрание было назначено на 15.00. К 15.20 едва подошла половина совета. Те, кто подошли пораньше, уже поглядывали на часы. Решив, более никого не ждать я открыл заседание совета, так председателя совета тоже не было. Попросил огласить те проблемы класса и школы, которые волнуют их класс более всего. Обсудить эту тему я каждого просил заранее. Выяснилось, что большинство в своих классах не провели никаких бесед. Хорошо, что сами в этом признались. Из тех, что поговорили со своим классом, только у трех были конкретные проблемы. Остальных ничего не волновало. В частности, была поднята проблема организации дискотек в школе, а точнее их отсутствия. Все дружно согласились, что дискотеки нужны. Тогда я задал другой вопрос: "Кто хочет помочь в организации дискотек, т.е. установка аппаратуры, подбор музыки, уборка зала и т.п.?". "Лес рук", как в шутку говорят учителя. Желающих не было. Тогда я спросил, может кто-нибудь хочет помочь провести новогодние праздники. Эффект тот же. А кто хочет сходить на экскурсию в НИИЯФ (научно-исследовательский институт ядерной физики)? Хотели многие. А кто хочет пройти по классам и составить списки желающих пойти туда же? Правильно, никто. На сем и завершилось второе заседание совета школы.

В общем, я планирую следующее. Провести в наиболее активных, ведущих классах игру-ток-шоу, типа "Детская демократия", "Я-лидер", либо что-нибудь подобное. Конкретно, это мы обсудим с коллегами. После этого, ребята из этих классов проводят подобные игры с другими классами. В результате этого, можно будет выявить, те проблемы, которые есть в классе и школе, во-вторых, показать ребятам способы их решения, и в-третьих выявить тех ребят, которые реально будут работать в совете школы. От каждого класса взять человек по пять, чтобы была взаимозаменяемость, и чтобы сектора совета школы не испытывали недостаток кадров. Вот чем, в общих чертах я хочу заняться в ближайшую четверть.

С уважением, Иванов Алексей

----------

Алексей, еще раз спасибо за столь подробный и честный рассказ.

Раньше в детских журналах были популярными такие задачки: две картинки, на первый взгляд одинаковые, и подпись – «найди десять отличий». Давайте сделаем что-то подобное. Первую «картинку» Вы нарисовали, а вторую вспомним, перечитав грустный рассказ Феди Пессимистова из Предисловия учебника:

- - - - - - - - - - - - - -

- А что сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в школу-то давно заглядывали? Вы, доктора наук, там не учитесь. Вам хорошо умные слова здесь говорить. А ко мне вот вчера подошла Мариванна, наша классная, и говорит: после седьмого урока иди к завучу. Я пошёл. Там собрали по одному человеку из каждого класса и говорят: «Вы теперь будете школьным парламентом. Сегодня решаем вопрос о запрете курения в школе. Кто за?» Все подняли руки и быстренько пошли по домам. А с утра по всем классам объявили, что школьный парламент решил штрафовать всех, кого в школе с сигаретой заметят. Один перекур – червонец. И на стенд список членов парламента повесили. Я сегодня весь день из-за этой истории от школьных курильщиков убегал…

- - - - - - - - - - - - -

А теперь – задание: найдите хоть одно отличие в действиях педагогов Фединой школы и Ваших, Алексей, действиях.

«Как же!» - скажете Вы, - «Ведь отличий – масса!»

Может быть, но давайте положим на одну чашу весов все эти отличия, а на другую – лишь одно сходство: И Федины педагоги, и Алексей со своим руководством начали не с создания команды, а с создания структуры. Вот, мы им предлагаем: «берите, делайте!!!», а они, гады, хихикают, разбегаются и ничего не хотят. «Ну и фиг с ними». И ТАК ВО ВСЕХ ШКОЛАХ, ГДЕ ПЫТАЛИСЬ СОЗДАВАТЬ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРИНЦИПУ «КОГО-НИБУДЬ ПОСЛАТЬ».

Мы убеждены, что начинать нужно с создания команды – найти и собрать вокруг себя заинтересованных ребят, «повозиться» с ними, вырастить из кучки детей группу, которая может вместе работать. Затем – вместе с ними создать проект самоуправления и начать его реализовывать в таких формах, которые будут приняты школьниками. Итак, сначала создайте команду, а потом «под неё» создавайте орган самоуправления. Какая чаша весов перевесила, гадать не надо – это и так понятно из письма Алексея.

Алексей, теперь у Вас есть возможность оценить свои планы на третью четверть с точки зрения командообразования: появится ли в результате предлагаемых Вами игр команда ребят, готовая вместе с Вами работать в ученическом самоуправлении.

И еще одно письмо в нашу рассылку:

------------

Здравствуй Денис!!!

Меня зовут Илья, и я учусь на первом курсе института. В моей школе уже давно существует орган ученического самоуправления, но вот в чём дело: в начале учебного года выбирают всякий раз нового председателя (типа Президент) и часто во главе оказывается человек совершенно в этом не заинтересованный. Такие люди обычно отличники, участвующие во всех олимпиадах, но совершенно без капли организаторского таланта. А я считаю, что такие посты, да пожалуй и все остальные должны занимать активные, коммуникативные, творческие, незакомплексованные ребята. Но есть и другая проблема: таких людей немного, а потом КАК ИХ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЭТИМ ДЕЛОМ? Поскольку большинство остальных учеников считают, что орган в школе необходим, от него должна быть польза, но управлять - это удел избранных. А вот избранным что-то не очень хочется этим заниматься. Я люблю и часто сейчас хожу в свою школу, и мои друзья жалуются на то что нет никакого дела от всего этого органа. Поэтому я очень заинтересовался подпиской, хочу вам помочь немного, поделиться своим малым опытом, ну и попробовать растормошить людей в школе, зажечь их. Надеюсь на сотрудничество и ответ!!!

С уважением, Илья!!!

-----------

По-моему, Илья говорит описывает то же самое: что происходит со структурой, когда исчезает команда.

А опытом, Илья, делись обязательно! Расскажи, например, как в твоей школе всё это самоуправление возникло и чем оно прославилось! ;-)

На этом прощаемся, но ненадолго: жду ваших писем и готовлю к «запуску» новый параграф учебника.

Всего доброго!

Денис

doroga@karelia.ru


Вернуться в ЮС "Дорога"     Вернуться в содержание учебника