Вернуться в ЮС "Дорога"     Вернуться в содержание учебника


Юниорский союз "Дорога"

 
Учебник школьного ученического самоуправления
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
Параграф 5. Что говорит закон.
 
На новую встречу с Федей Пессимистовым и Васей Активистовым профессор Дорога принёс несколько брошюр. Оказалось, что это – не простые книжки, а законы.
 

Федя Пессимистов: Профессор, Вы хотите записать нас в кружок юных юристов?

Профессор Дорога: А что, коллега, есть на примете такой кружок?

Федя Пессимистов: Нас туда учитель права звал. Он еще говорил: «Незнание закона не освобождает от ответственности.»

Вася Активистов: А знание, значит, освобождает, да?

Профессор Дорога: Хм… Думаю, для обсуждения в кружке юных юристов этот вопрос очень актуален! Но мы с вами обсудим сегодня другую тему: что говорится в законах об ученическом самоуправлении. Для этого я вам законы и принёс.

Федя Пессимистов: О, знакомая книжка! Я её читал. Да, да, Васечка, закон «Об образовании»!

Профессор Дорога: Это, коллега, делает Вам честь! Открою секрет: далеко не каждый учитель знает, что написано в этом законе.

Федя Пессимистов: Еще бы! Я по этой книженции реферат писал. Так половину из того, что там написано, я вообще не понял! А про ученическое самоуправление, кстати, я там ничего не видел.

Профессор Дорога: Такой вот парадокс. Действительно, ни в одном из российских законов нет такого словосочетания - «ученическое самоуправление». Но кое-что об ученическом самоуправлении в законах есть.

Вася Активистов: Как так?

Профессор Дорога: Сейчас разберемся! Давайте с закона «Об образовании» и начнём.

Вася Активистов: Вы, профессор, по-моему, уже рассказывали об этом законе на одной из прошлых встреч.

Профессор Дорога: Совершенно верно, коллега. Итак, в законе «Об образовании» записано, что и учащиеся, и родители, и педагоги имеют право участвовать в управлении образовательным учреждением. В нашем случае – школой. Так вот, управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Вася Активистов: Это мы еще помним! Единоначалие – это власть директора, а самоуправление – это власть учеников, родителей и учителей. У директора – свои полномочия, а у органов самоуправления – свои. Про органы самоуправления должно быть написано в уставе школы. Правильно?

Профессор Дорога: Правильно!

Федя Пессимистов: А почему же Вы сказали, что в законе нет «ученического самоуправления»?

Профессор Дорога: Давай, Федя, вместе прочитаем статью 35 закона «Об образовании». Пункт 2: «Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.»

Вася Активистов: Ага, значит мы – в «других формах».

Профессор Дорога: Закон даёт открытый перечень форм школьного самоуправления. Это значит, что школа может сама решить, какой орган ученического самоуправления будет действовать в её стенах. И не только решить, но и прописать в уставе школы, какие у этого органа будут полномочия.

Федя Пессимистов: А если школа решит, что ученическое самоуправление ей не нужно? Помните письма, которые мы читали в прошлый раз?

Вася Активистов: Тогда в этой школе будет нарушаться право учеников на участие в управлении… этим самым… как его… образовательным учреждением, вот!

Профессор Дорога: А право это, коллега, даёт ученикам пункт 4 статьи 50 закона «Об образовании». Записывай-ка, Федя, чтобы во второй раз в законе не заблудиться! Кстати, запиши еще вот что: в статье 32, пункт 3, сказано, что за нарушение прав и свобод обучающихся школа несёт ответственность «в установленном законом порядке».

Федя Пессимистов: Что-что?

Вася Активистов: А вот что! Представь: стоит директор школы в зале суда и объясняет, что он вовсе не запрещал ученикам создавать школьный парламент, просто они его не так поняли. А ученики свидетелями выступают. Показывают судье устав школы и говорят: «Здесь об ученическом самоуправлении ни строчки не написано! Значит, наше право на участии в управлении образовательным учреждением грубо нарушено!»

Профессор Дорога: Надеюсь, до этого не дойдёт. Хотя, в принципе, вариант вполне возможный. Так что давайте посоветуем директорам вовремя позаботиться о том, чтобы в уставах школ появились записи об органах ученического самоуправления и их полномочиях.

Вася Активистов: Я помню, профессор, Вы еще рассказывали, что устав должен висеть в школе на видном месте?

Профессор Дорога: А это – норма другого важного закона. Его название - "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Пункт 4 статьи 9 этого закона говорит о том, что тексты уставов школ должны вывешиваться в местах, доступных для детей и родителей.

Федя Пессимистов: У нас в вестибюле висят «Правила для учащихся».

Профессор Дорога: Это, конечно, хорошо. Но, обрати внимание, Федя: закон обязывает вывесить не правила для учащихся, а именно тексты уставов. Устав – это основной документ школы. Между прочим, помимо устава, закон требует поместить на видное место в школе список вышестоящих органов, которые контролируют соблюдение прав ребенка.

Федя Пессимистов: А это еще зачем?

Профессор Дорога: Ну, скажем, если школа отказывается соблюдать твои права, ты подходишь к этому списку, переписываешь номера телефонов, приходишь домой и начинаешь переговоры с инстанциями: «Здравствуйте, Вам звонит Федя Пессимистов, ученик такой-то школы. Мариванна оттаскала меня за уши, а директор сказал, что так и надо. Как Вы можете мне помочь?»

Федя Пессимистов: Да-а, перспектива…

Вася Активистов: Перспектива явно не для Феди. Представьте: Федя звонит куда-нибудь и жалуется на школу. Да после этого его все вокруг «стукачом» считать будут!

Профессор Дорога: И ты тоже?

Вася Активистов: Конечно, нет! Ведь Федя обращается за защитой, потому что школа защитить его отказалась. Значит, что он не «стучит». «Стукач» - это тот, кто других людей «продаёт». Например, скажешь учительнице на ушко, кто на контрольной списывал, а она тебе потом пятёрку поставит.

Профессор Дорога: И почему же ты всё-таки думаешь, что Федю будут считать, как ты изволил выразиться, «стукачом»?

Вася Активистов: Потому что разбираться никто не будет. Пожаловался – значит, «стукач». Да что тут говорить! Пока что в большинстве школ на стенах нет ни этих списков, ни даже уставов. Недавно ребята из Юниорского союза «Дорога» пытались найти уставы сразу в нескольких школах. Они получили такое задание от редакции правозащитной газеты «Школа – территория закона». И выяснили, что большинство учеников не знает, где в их школах уставы висят. Ребята их обнаруживали, в лучшем случае, в канцелярии директора или учительской. Ничего себе, «места, доступные для детей и родителей»!

Профессор Дорога: И, всё-таки, по закону, устав школы должен висеть на видном месте. И тогда каждый ученик сможет прочитать, какие в его школе есть органы ученического самоуправления, какие вопросы они могут решать и может ли он быть в них избран.

Федя Пессимистов: Завтра завучу так и скажу!

Профессор Дорога: Непременно скажи! В законе «Об основных гарантиях прав ребенка» есть и другие интересные статьи. В них несколько раз упоминается выражение «выборные представители обучающихся».

Вася Активистов: Так ведь это и есть – ученическое самоуправление!

Профессор Дорога: Верно! Если орган самоуправления в твоей школе действительно избрали ребята, тогда всё, что говорит закон о выборных представителях, относится к этому органу.

Федя Пессимистов: И что же там говорится?

Профессор Дорога: Давай читать! Статья 9, пункт 3: ученики «вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией образовательных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка».

Федя Пессимистов:  Бр-р-р! Переведите на русский!

Вася Активистов: Профессор, давайте я попробую! Значит, если учитель нарушил мои права, то я прихожу либо к директору, либо в школьный совет. Я, конечно же, в школьный совет пойду! И говорю: «Защитите мои права!» Школьный совет идёт к директору и разбирается. Так?

Профессор Дорога: Школьный совет не просто приходит, как ты говоришь, разбираться. Он подаёт директору бумагу – ходатайство. В этой бумаге школьный совет просит директора провести расследование – выяснить, что же произошло на самом деле, и принять меры. Директор назначает комиссию, которая это расследование проводит, и включает в состав комиссии не только взрослых, но и ребят из школьного совета. Комиссия разбирается и пишет директору, были учителем нарушены твои права или нет. Директор читает и принимает меры.

Федя Пессимистов: Ага, директор читает и выбрасывает эту бумагу в мусорную корзину!

Профессор Дорога: А в этом случае ты, Федя, должен еще раз взять в руки закон и дочитать девятую статью: «Если обучающиеся не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы».

Федя Пессимистов: Ну, тут всё понятно! Приходит школьный совет, значит, в органы… Куда-куда он приходит?

Вася Активистов: В органы! В суд, милицию …

Профессор Дорога: Нет, коллеги, правоохранительные органы здесь ни при чём. Впрочем, вы вполне можете обратиться в прокуратуру – она как раз следит за соблюдением законов и прав человека. А еще есть государственные структуры, которые занимаются вопросами прав детей – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Можно обращаться и к уполномоченному по правам человека. Можно - в Министерство образования, которое отвечает за то, что в школах творится. Но, мне кажется, самый правильный путь – идти в комитет по образованию мэрии. Хотя мэрия – это и не государственный орган…

Федя Пессимистов: А какой же это орган?

Профессор Дорога: Это, Федя, орган местного самоуправления. Впрочем, не будем вдаваться в детали. Главное, что именно мэрия управляет школами, именно она выделяет школе деньги и назначает директора на должность.

Вася Активистов: А может и уволить, так?

Профессор Дорога: Конечно! Вот в мэрии и должны разобраться, почему ваш директор документы в мусорную корзину швыряет. Только для этого школьный совет должен не просто прийти в мэрию и рассказать обо всём первому встречному, а написать официальное письмо. Чётко и ясно описать: что произошло, как действовал школьный совет, какой ответ дал директор. Далее сослаться на норму закона, которая даёт школьному совету право обращаться за помощью в государственные органы. И точно указать, что вы просите.

Федя Пессимистов: Например, чтобы директор извинился.

Профессор Дорога: Нет, Федя: вы пишете заявление не воспитательнице детского садика, а в мэрию. А мэрия может директора либо мягко поправить, либо наказать. Вот вы подумайте, что же вы всё-таки хотите, и напишите это. Например: «Просим разъяснить директору неправомочность его действий». Тогда вызовут вашего Сидора Петровича в мэрию, поругают и отпустят исправляться.

Федя Пессимистов: Придёт Сидор Петрович в школу после этой взбучки и устроит нам по первое число!

Вася Активистов: А мы еще раз в мэрию напишем!

Профессор Дорога: Если вы всё-таки хотите, чтобы виновных наказали, тогда вы своё заявление так и завершайте: «Просим разобраться и наказать виновных.» Разберутся, накажут.

Вася Активистов: А как узнать, разобрались они там или нет?

Профессор Дорога: В мэрии своё письмо вы должны зарегистрировать. Ему присвоят входящий номер и будут контролировать, чтобы в течении месяца вам написали ответ. Только вы должны в письме указать, что вы просите сообщить вам о принятых мерах по такому-то адресу. И, естественно, письмо должно быть подписано: председатель школьного совета, подпись, фамилия.

Федя Пессимистов: Значит, целый месяц надо будет ждать!

Вася Активистов: Плюс неделю письмо с ответом будет по почте идти.

Профессор Дорога: Да, это путь долгий. Можете поступить проще: прийти в мэрию, найти в комитете по образованию специалиста, который занимается вашим вопросом и обсудить с ним ситуацию. Вполне возможно, что вам пойдут навстречу, и вопрос с вашим директором решится одним телефонным звонком. А если не получится – тогда пишите письмо. Или сразу обращайтесь за помощью в другое место.

Федя Пессимистов: Профессор, тут в девятой статье закона еще один абзац есть. Тут написано, что ученики… ага, «могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.»

Вася Активистов: Ага! Значит, школьный совет может провести после уроков у кабинета директора настоящий митинг! Стоять с плакатами, лозунги выкрикивать. В общем, требовать перестать нарушать права учеников. Круто!

Федя Пессимистов: А тут еще сказано про какие-то условия проведения этих собраний и митингов…

Профессор Дорога: Школьный совет смотрит в устав школы и находит там, нужно ли оповестить администрацию или сделать еще что-то для того, чтобы провести митинг или собрание. И эти условия выполняет. Тогда администрация не вправе такой митинг запретить.

Вася Активистов: А если в уставе об этом ничего не сказано?

Профессор Дорога: Значит, никаких условий не установлено. Уведомляйте администрацию заранее, ссылайтесь на закон и проводите свой митинг. Но не забывайте про последнее предложение, которое прочитал Федя. Не должно быть нарушений общественного порядка, срыва уроков или внеклассных мероприятий. Если это произойдёт, то вы, как организаторы митинга, будете за это отвечать. Как говорится, по всей строгости закона. Это, действительно, очень серьезно. Поэтому, если вы не уверены на 100 % в том, что митинг или собрание пройдут без эксцессов – ни в коем случае не проводите!

Вася Активистов: Ладно, учтём!

Профессор Дорога: Друзья, засиделись мы с вами сегодня! Давайте-ка сейчас пойдём по домам, а читать законы продолжим на следующей встрече.

 
Домашнее задание:
1.      Выполняются ли в твоей школе нормы законов, о которых говорилось в этой беседе?
2.      Расскажи своим друзьям, родителям и учителям о правах, которые дают законы ученическому самоуправлению. Как они отреагировали на твой рассказ? Как ты думаешь, почему они отреагировали именно так?
3.      По-твоему, как нормы законов, о которых ты узнал, могут помочь в работе ученического самоуправления?
 
Мы ждём твоих ответов по адресу: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если у тебя есть доступ к электронной почте, пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru
Читай материалы нашего учебника и письма читателей на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/

продолжение следует

 © Д.В.Рогаткин


ОБСУЖДЕНИЕ ПАРАГРАФА 5.

Здравствуйте ещё раз, Денис. Это Гаврилов Сергей. Прошу прощения за столь долгое молчание, был очень занят. Зато теперь можно приступить к горячей дискуссии.

1. По поводу осознания ребятами необходимости Школьного Самоуправления. Хочу сказать, что таких единицы. Я в их числе, но на 500 человек таких не более 10-15. Считаю, что главным способом привлечь ребят к этой затее это различные поощрения. Будь то билеты в кино, книжки, пятёрка в журнал или просто дискотека. Без этого работать никто не будет. Знаю по себе и своему опыту. Сейчас ничего не делаю, так как последняя затея со школьной газетой с крахом провалилась. Никому это не надо. Ребята не осознают, что от этого может быть выгодно и им! Что и есть самое главное.

2.Теперь предложение к вам, Денис. Я являюсь руководителем программ по школьному самоуправлению молодёжного движения "Наше Будущее". Мы хотим предложить вам сотрудничество во многих областях. Например, есть возможность печатать материал учебника школьного самоуправления в Учительской Газете, проводить различные тренинги, семинары, встречи и обмен опытом и многое другое. Ждём вашего ответа.

----------------

Добрый день, Сергей и все!

Конечно же, сотрудничество необходимо. Наверное, не только тебе и мне, но и подписчикам нашей рассылки. Так что давай обсуждать! Может, что-то и придумаем. Предлагай, с чего начать.

Теперь о пункте номер один твоего письма. Ты воспроизводишь довольно распространенную точку зрения. И, главное, она в духе наших славных традиций. Вспомним: в комсомол вступали, чтобы получить приличную характеристику на выпуске из школы, в партию – чтобы получить хорошую должность. Не говорю обо всех, но то, что прагматический подход был весьма распространён – это точно. Несколько лет назад мне довелось побывать на встрече с руководителями Белорусского Патриотического союза молодёжи. Так вот, они для привлечения молодых людей в эту государственническую организацию создали систему льгот. У каждого молодого патриота – буклетик, где написано, в каких магазинах ему положены скидки, на каких дискотеках для него будет меньше плата за вход и т.д.

Когда человек занимается чем-то за какие-то «приманки», то это означает, что для него предлагаемая деятельность – формальна. То есть он не понимает или не принимает того, чем ему предлагают заниматься. Тогда какой смысл предлагать ему делать это «за конфетку»? «Пойдёшь в школьный совет работать?» - «Не-ет! Чё я, дурак, что ли, просто так горбатиться?!» - «А за конфетку пойдёшь?» - «Ага!» Это - в тех школах, где не самоуправление существует для учеников, а, наоборот: ученики существуют для самоуправления.

Мне повезло: с 14 лет я участвовал в жизни альтруистических сообществ. Там всё делалось бескорыстно, что называется, «за идею». Кстати, всем рекомендую посетить потрясающий сайт «Технология альтруизма». Потрясающий в том смысле, что очень быстро там накапливается уникальный материал о различных неформальных объединениях – детских и молодёжных организациях, неформальных сообществах и пр. Там и теория с методикой, и описания сегодняшней практики.

Адрес: www.altruism.ru

Так вот. Мне очень понравилось, как однажды Кириенко объяснял в телеинтервью по поводу того, почему продвинутые молодые люди захотят участвовать в кадровой программе, которую он задумал развернуть в Приволжском федеральном округе. Суть такова: перспективные молодые люди проходят программу обучения, после которой становятся способными внедрять в практику новые модели управления. То есть, некий инкубатор, из которого они выходят новаторами. Эта программа для них – бесплатна. Но попасть туда можно только по конкурсу. После программы ты должен пять лет отработать в органах власти в Приволжском федеральном округе. Журналист спрашивает: «А какой стимул у них идти во власть? Они ведь будут зарабатывать там во много раз меньше, чем в бизнесе?» Кириенко отвечает: «Да, во власти они будут зарабатывать меньше, чем в бизнесе. Но при этом, обучившись в кадровой программе и поработав во власти, эти ребята станут на несколько порядков лучше понимать проблемы и приобретут связи. В результате их «рыночная стоимость» резко возрастёт. С этим опытом они смогут заработать столько, сколько без него не смогли бы никогда».

Ты, Сергей, говоришь о своём опыте. Мол, никто просто так в твоей школе работать не будет. Я тоже могу поделиться своим опытом. Он показывает, что моя бескорыстная работа в возрасте от 14 до 22 лет в коммунарских группах даёт мне сегодня, когда мне под тридцать, реальную выгоду. Я могу сказать, что без такого опыта я добился бы сейчас, наверное, процентов на 50 меньше.

Но ведь, на практике, когда ты делаешь что-то от души, ты вряд ли думаешь, мол, «это важно для моего жизненного пути в будущем», то есть «мне это выгодно». Так и с самоуправлением. Чтобы что-то получилось, нужно собирать вокруг себя команду, которая работать будет от души. 10-15 человек на 500 учеников – это очень хорошо! Строго говоря, обычно больше и не бывает.

Так что там с газетой-то провалилось, а?

Денис

doroga@karelia.ru

________

Здравствуйте, Денис.

1) Наше движение - Молодежное движение "Наше будущее" - было создано в 1999 году силами молодых людей. В своей деятельности мы изначально опирались на актив школ. Нами были реализованы и реализуются до сих пор многие программы, в том числе и программы по обучению актива школьного самоуправления.

Полтора года назад, в 2000-м году, при поддержке Московского Комитета Образования (МКО) и при участии некоторых других общественных организаций была создана Ассоциация детских и молодежных общественных объединений "Молодежное объединение Столицы" (АДиМО МОСТ). На сегодняшний день Молодежное объединение столицы объединяет большое количество органов ученического самоуправления школ и некоторые молодежные организации Москвы. Мы ежемесячно проводим для них так называемые "Воскресные встречи", куда приезжает большое количество молодых людей - членов органов ученического самоуправления. На этих встречах они получают много практических знаний, полезных для работы в школе. К сожалению, мы можем научить их только тому, что умеем сами, но и у нас знания не всеобъемлющие. На примере Вашего учебника мы начинаем понимать то, чему в последствии сможем научить и их.

На сегодняшний день при непосредственном внимании Комитета Образования в Москве начинается обширная работа в области ученического самоуправления. С недавних пор Московский Государственный Педагогический Университет также начал некие учебные занятия для органов ученического самоуправления. У них есть очень много хороших идей для реализации, но, как они сами признаются, "научная база прихрамывает, на обе ноги", поэтому и они просят помощи. Когда зашел разговор о Вашем проекте, специалисты МКО очень заинтересовались тем, что Вы делаете. Поскольку с МКО мы работаем достаточно тесно, то те проекты, которые, может быть, появятся у нас с Вами - найдут поддержку и в их лице.

2) И всё таки я с вами не соглашусь. Это вполне естественно, что каждый за свою работу чего-нибудь хочет, будь-то уважение, поощрение или что-либо другое – это не столь важно. Возьмём тех же чиновников: они тоже работают в управлении, только страной...они хотят этим заниматься, но они за это получают деньги и другое.....это та же работа, только на начальном уровне. Я говорю со стороны именно ребят, а не педагогов.

 До свидания.

 ___________

 

Добрый день, Сергей и подписчики!

Итак, ты пишешь: «каждый за свою работу что-то хочет». То есть, иначе говоря, мотивом к деятельности всегда является выгода.

Здесь наука психология с тобой поспорит. Она говорит, что у людей могут быть различные мотивы участия в деятельности.

Вот почитай, например, отрывочек из «Технологии группы» Ланцберга и Кордонского (эту работу можно найти на сайте Технология альтруизма и на многих других сайтах):

_____________

Мотивы, обуславливающие участие человека в  деятельности той или иной неформальной группы,  достаточно хорошо изучены.

Это:

 -  потребность в общении (т.н.  коммуникативная)  в  самых широких пределах - от попытки убить время за приятным разговором до надежды обрести духовно созвучного спутника жизни  или, в крайнем случае, просто надежного друга;

-  желание чему-либо научиться;

-  информационная   потребность,  в  частности,  в  сфере основного клубного интереса (диапазон может быть самым  широким - от сплетен до культурных ценностей;  в этом случае потребность, видимо, должна называться как-то иначе);

-  жажда реализации своих способностей,  будь то организаторский талант или талант поэта,  музыканта, художника, исследователя,  изобретателя,  педагога;

-  потребность в  приличествующем,  на взгляд индивида,  социальном статусе, которого он почему-либо лишен в иных сферах;

-  стремление принести максимум пользы обществу ,  в  частности, пытаясь  воздействовать  на  него  с преобразовательной целью.

_____________

Такой вот парадокс: в один и тот же школьный совет разных людей могут привести разные мотивы. Кто-то придёт, потому что хочет общаться, кто-то – чтобы научиться чему-то, кто-то – чтобы самореализоваться, кто-то – самоутвердиться, а кто-то – чтобы переделывать мир. Ну, а кто-то, - чтобы от своего членства в школьном совете что-то поиметь. И всё это, действительно, совершенно естественно!

Более того, у человека может быть несколько мотивов участия в деятельности. И тогда можно спросить: а какой из этих мотивов – ведущий?

Вот здесь и давай про твоих чиновников. Два чиновника. Одинаковая зарплата. Одного из них ничего, кроме зарплаты, не волнует. А другого в первую очередь волнует не зарплата, а то, какие результаты приносит его работа. Значит, у них разные ведущие мотивы деятельности, только и всего.

Ты сам – за какого чиновника?   ;-)

Денис

doroga@karelia.ru

____________

Здравствуйте, Денис.

Наша общественная организация очень заинтересовалась Вашей рассылкой и

мы внимательно читаем каждый выпуск, идея замечательная и мы ее

полностью поддерживаем. Я имею в виду то, что в настоящее время в

большинстве школ самоуправление, в нормальном смысле этого слова,

осуществляется кем угодно, но не самими школьниками. В нашем городе мы

тоже сталкиваемся с этой проблемой.

Как следствие слабо выстроенной структуры школьного самоуправления во

время учебы в школе и по окончании - люди, которых слабо волнует жизнь

города и страны в целом - пассивная гражданская позиция. Отсюда и

низкий процент явки молодежи на те же выборы. Вот такие вот

размышления, которые и подтолкнули нас к проведению семинаров, которые

бы помогли детям осознать необходимость школьного самоуправления.

И здесь я согласна с Сергеем Гавриловым, чье письмо я прочла в

последнем выпуске, на 500 человек таких не более 10-15.

Но, к сожалению в нашей организации отсутствуют обученные тренеры,

которые когда-либо что-то преподавали. В этой связи мы надеемся на

сотрудничество с Вами, обмен опытом и т.д.

Будем рады Вашему ответу.

 Елена Финагина

 ____________

 Добрый день, Елена и все подписчики!

 Я рад, что всё больше людей включается в общий разговор.

О сотрудничестве. Собственно, я этой рассылкой уже с Вами сотрудничаю.  ;-)

Давайте вместе обсуждать материалы учебника и вносить что-то своё. Эта та форма сотрудничества, которая возможна уже сейчас.

Если у вас есть еще какие-то предложения – давайте вместе обсудим!

И еще было бы интересно узнать об общественной организации, которую Вы представляете. Действительно, выясняется, что есть много организаций, которые берут на себя задачу помогать развитию школьного самоуправления. Есть хорошая возможность знакомиться, помогать друг другу, действовать совместно.

Успехов!

Денис

doroga@karelia.ru

___________

Письмо педагога-организатора из Москвы Алексея Иванова:

Всем, всем - доброе утро!

Меня долго не было, поэтому буду выдвигать соображения по поводу

материала за истекший месяц. Во-первых, о заинтересованности ребят в

работе органа школьного самоуправления. Дети не могут делать что-либо

"за конфетку" слишком долго. Поэтому можно вводить какие-либо формы

поощрения для тех, кто участвует в УСУ. Тех, кто в этом не

заинтересован, это или не привлечет, либо привлечет ненадолго, а тех

кого это действительно волнует - поддержит и морально и материально.

Во-вторых, наш директор наконец-то поняла, что без школьного

самоуправления ей не обойтись, так как слишком многие сектора школьной

работы просто не функционировать на одних учителях и вожатом (то бишь

мне). Посему, буквально на днях состоялся у меня с ней разговор на эту

тему. Она хочет, чтобы был создан некий исполнительный орган, для

решения конкретных задач нашей школы, так существующий совет школы

скорее мертв, чем жив. Поняв, что создание подобной структуры навсегда

похоронит самоуправление в нашей школе, я дал ей слово, что

предоставлю ей проект такого органа (правда, таким образом, чтобы он

обладал не только исполнительскими функциями). На эту тему надо срочно

провести круглый стол с детьми и с учителями, а я вот никак не

договорюсь с последними, а времени остается все меньше и меньше. Ну, и

в-третьих, об активности учеником. Мне недавно сказал один психолог

знакомый, что активную жизненную позицию занимают лишь 5-10% всех

людей. Правда, это относиться лишь ко взрослым, о детях у меня

статистики нет, оценки по порядку величины совпадают с данными Сергея.

Что печально, так как, по личным наблюдениям один человек с

положительными идеями может увлечь небольшую массу людей, а с

отрицательными - почти всех. То есть паршивая овца все стадо портит.

Оффтопик - как отличить хорошее от плохого. Если какой либо идеей

увлеклись почти все (фашизм, любовь к Отцу народов, поп-культура) -

как правило, это не есть хорошо, потому что массовость говорить о

наличии "инстинкта толпы", да простят меня дипломированные психологи.

Если что-либо продвигается со скрипом - то это хорошее и полезное.

В-четвертых, один из классов нашей школы отправляется на весенних

каникулах в Карелию, может быть(?????) я поеду с ними. Поэтому вопрос.

Не планирует ли "Дорога" какие-либо встречи и семинары во время

весенних каникул?

В общем, это все на сегодня. Пока!

_____________

Добрый день, Алексей и подписчики!

Алексей, на весенних каникулах мы в Юниорском союзе «Дорога» проводим традиционную «Веснянку» - загородный лагерь. В любом случае, если Вы с классом будете в Петрозаводске, то мы готовы Вам помочь, чем нужно, встретиться, познакомиться…  Пишите.

Кстати говоря, уже второй год подряд на зимних каникулах мы проводим в Петрозаводске межрегиональный слёт детских организаций. В этом году было представлено семь регионов. Может быть, нам на весенних или осенних каникулах проводить слёт активистов ученического самоуправления? Как вы, коллеги, на это смотрите?  ;-)

 Денис

 ___________

Здравствуйте, Денис!

Школьным самоуправлением я занимаюсь уже давно - более 15 лет, только в разных качествах. От одного из лидеров школьного органа ученического самоуправления до руководителя Совета детских и молодежных объединений Калужской области.

На Вашу рассылку я подписался сравнительно недавно - 8 февраля и начал читать Ваш учебник с 5 параграфа 2 главы.

Денис, если не сложно, вышлите предыдущие материалы книги. Заранее благодарен.

Алексей.

_________

Очень радостно, что среди нас появляются новые заинтересованные люди. Будем Вам признательны, если Вы расскажете о своём опыте и будете участвовать в обсуждении материалов учебника.

Все материалы учебника, которые уже были в нашей рассылке, в том числе и материалы дискуссии, выложены на сайте Юниорского союза «Дорога»:

http://sos.karelia.ru/doroga/

Успехов!

Денис

doroga@karelia.ru

____________

Здравствуй Денис!

Нас зовут Витя (9 кл. –15 лет) и Ирина(10 кл. –16 лет), мы учимся в школе №49 г. Омска. В нашей школе пробуем создать самоуправление первый год. Наш орган самоуправления называется ученическим советом.

По нашей задумке, во главе совета могут стоять 2 председателя, которые организуют  его работу. Сам совет состоит из пяти секторов: административного, правового, социологического, информационного и досугового.  Так же планируется создать 6-ой сектор, в который войдут учителя (если захотят). Вообще совет не избирается в него входят люди, которые хотят этим заниматься. Мы только пробуем создать самоуправление, поэтому опыт вашего «союза» будет для нас очень важен.

У нас возникла проблема посещаемости. Сегодня пришло на заседание только 30% активистов. Мы решили

-         привлечь новых ребят;

-          попробовать решить «проблему курильщиков»;

-         устроить выездной тренинг;

Хотелось бы задать несколько вопросов

1.      В вашем учебнике написано, что в одной из школ была создана правозащитная приёмная занимающаяся разбором конфликтов между учениками и учителями, но не сказано занимается ли она рассмотрением конфликтов между учениками и какой механизм действия этой комиссии.

2.      Как заинтересовать учащихся в самоуправлении.

Мы будем рады нашему общению и любому обмену информацией. Спасибо за ваши странички учебника. До новых встреч! ;-)

_____________

Здравствуйте, Витя, Ирина и все подписчики!

Правозащитные приёмные при ученических советах – это эксперимент, который мы проводили в прошлом учебном году в нескольких школах Петрозаводска. Механизм действия правозащитных приёмных был таким. Мы обучили активистов школ города, какие права есть у ребят в школе, провели серию ролевых игр по правам детей и спланировали работу приёмных. После этого ребята в школах создали правозащитные комиссии в своих органах самоуправления. Эти комиссии открыли приёмные, куда мог прийти любой ученик, если он считал, что в школе нарушены его права. Приёмные работали по своему расписанию – от одного до трёх раз в неделю. Ученику объясняли, как приёмная может работать с его заявлением. Его предупреждали, что, если он хочет защищать свои нарушенные права, то могут возникнуть новые трудности: занижение оценок и другие «репрессии» недовольных учителей. Ученик мог выбрать: либо взять в приёмной направление на консультацию к профессиональному юристу, либо получить консультацию прямо у ребят из приёмной, либо попросить приёмную начать работать с его делом – защищать его права, либо просто ничего не предпринимать.

Если ученик просил приёмную защитить его права, тогда ребята выясняли, что произошло – встречались с одноклассниками и самим учителем, на действия которого поступило заявление. Далее ребята из правозащитной комиссии смотрели в законы и делали вывод: был ли факт нарушения закона и прав ребенка. Представители правозащитных приёмных разных школ еженедельно собирались вместе в штабе Юниорского союза «Дорога», чтобы обсуждать, как идёт работа – там они могли проконсультироваться у нас. Если факт нарушения прав ребенка был, то ребята из правозащитной приёмной подходили к учителю и сообщали ему об этом. Как правило, после этого учитель извинялся, и дело тем самым улаживалось. Если этого не происходило, приёмная обращалась к администрации школы.

Во всех случаях вопрос решался внутри школы. Ни разу правозащитным комиссиям не пришлось обращаться «наверх». Но это не значит, что приёмные разрешали все случаи нарушения прав ребят. Дело в том, что каждый свой следующий шаг приёмная согласовывала с «клиентом» - ребенком, который обратился за помощью. Как правило, школьники не готовы в борьбе за свои права идти до конца.

На нашем сайте размещены некоторые материалы по работе правозащитных приёмных в разделе «Союз школьных активистов». Вы можете их почитать – там написано, какими шагами можно создавать правозащитную приёмную в школе и по какому алгоритму она работает.

Что касается конфликтов, то это – другая тема. Правозащитные приёмные создавались не для того, чтобы разрешать конфликты, а для того, чтобы защищать права учеников. На практике, в приёмные поступали и дела ученик-ученик. Но, строго говоря, когда Вася обижает Петю, здесь нет факта нарушения прав человека. Права человека может нарушить только власть. В данном случае - школа. Такова теория прав человека, и я сейчас не буду вдаваться в подробности. Думаю, это вам может объяснить ваш учитель права.

Если один ученик обижает другого ученика, то здесь можно говорить о том, что он нарушает устав школы или законы. Приёмные также встречались с такими учениками, разъясняли им это и объясняли, какие могут быть последствия, если ученик будет продолжать в том же духе. Как правило, это помогало.

В одной школе был ученик, с которым разговаривать в этом духе было бесполезно – он срывал уроки, угрожал учителям и даже протыкал шины у их автомобилей.   ;-)    В правозащитную приёмную поступили обращения не только от учеников, но и… от учителей. В итоге приёмная поставила вопрос об этом перед администрацией школы, которая закрывала на всё это глаза. Мальчик был отчислен из школы. Это – случай неоднозначный. Его можно оценивать по-разному с разных позиций. Но, с точки зрения норм права, которые лежали в основе работы приёмных, этот случай вполне корректен. По закону об образовании, за грубое и неоднократное нарушение норм устава школы, ученик может быть из школы отчислен, если ему уже исполнилось 14 лет. Ели школа позволят ученикам нарушать устав школы сколько угодно, то школа превращается из «храма знаний» в зону беспредела. При этом незащищенными чувствуют себя абсолютно все, включая нарушителей дисциплины. Роль правозащитных приёмных была в том, чтобы начать строить в школе отношения на основе норм права.

Теперь о конфликтах. В этом году мы начали новый проект – «Школьные службы примирения». Этот проект идёт в трёх городах России под руководством центра «Судебно-правовая реформа» и при поддержке Фонда Сороса. Эти службы помогают разрешать конфликты, которые возникают в школе. Если администрация школы, обычно, ищет виноватого и наказывает, то службы примирения помогают участникам конфликта урегулировать его самим. Это альтернативный способ разрешения конфликтов, в том числе и криминальных конфликтов, который называется «восстановительное правосудие».

Кратко расскажу в об одном деле, с которым работала служба примирения одной из школ. Восьмиклассница после уроков по дороге из школы избила семиклассницу. Поводом было то, что семиклассница передала другим людям, как восьмиклассница нелестно о них отзывалась. Восьмиклассница к тому времени уже стояла на учёте в милиции, часто прогуливала школу и уходила из дома. Информацию в службу примирения передала администрация школы, которая не знала, как поступить в этой ситуации. Администрации казалось, что всё бесполезно. Служба провела с девочками программу примирения. И в результате конфликт полностью разрешен – без наказаний, позорных столбов, страхов и новых угроз. Просто самим людям дали возможность разрешить свой конфликт. Для того, чтобы это получилось, мы готовили ребят к работе в службе примирения три месяца. Это – тоже большой эксперимент. Впервые технологию восстановительного правосудия осваивают дети, и впервые внутри школ появляются детские службы, работающие на основе этой технологии. В июне будут подведены итоги проекта. Вы сможете изучить наш опыт и, может быть, захотите его перенять.

О том, как заинтересовать учащихся, я, кажется, уже писал. Создавайте команду ребят, которым ваша работа интересна. Делайте жизнь этой команды необычной. Делайте своей командой такие дела, которые вызовут уважение со стороны других учеников. Вот и всё. Заинтересовать «большинство школьников» обещаниями или другими фокусами - я думаю, это просто нереально. Люди должны иметь возможность выбрать. И было бы хорошо, чтобы вы понимали, что они имеют полное право выбрать не ученическое самоуправление, а то, что им более близко.

Желаю вам успехов! Буду рад вашим рассказам о том, что получается, а что – не очень!

Всего вам доброго!

Денис

doroga@karelia.ru


Вернуться в ЮС "Дорога"     Вернуться в содержание учебника