Вернуться в ЮС "Дорога"     Вернуться в содержание учебника


Юниорский союз "Дорога"

 
Учебник школьного ученического самоуправления

Параграф 7. Берём власть!

Достаточно ли ученическому самоуправлению тех прав, которые записаны в законах? Какие еще полномочия нужны ученическим советам и как их получить? Эти вопросы профессор Дорога поставил на обсуждение на новой встрече с Васей и Федей.

Профессор Дорога: Ну-с, коллеги, приступим. На прошлых встречах мы разобрались, какие права даёт органам ученического самоуправления закон. Эти права у ученического самоуправления не может отобрать никто – ни завуч, ни директор. Ведь закон, как известно, действует на всей территории нашей страны, в том числе и в школах.

Вася Активистов: Значит, школьным активистам не нужно спрашивать у директора специального разрешения: «Сидор Петрович, можно, мы воспользуемся правами, которые даёт нам закон Об образовании?».

Профессор Дорога: Совершенно не нужно! Зная нормы закона, вы просто начинаете ими пользоваться. А если директор об этих нормах ничего не слышал, то вы его с ними знакомите. И он узнаёт, что ваши действия – законны.

Федя Пессимистов:  Эх, жалко, что в законах так мало про самоуправление написано!

Профессор Дорога: Верное замечание, коллега! В основном, закон даёт ученическому самоуправлению полномочия по защите прав детей в школе.

Федя Пессимистов: Но ведь не только этим самоуправление занимается! Выходит, всё остальное школьные парламенты делают незаконно? Как в своё время революционеры-подпольщики?

Вася Активистов: Федя, ты бы лучше вспомнил что-нибудь менее древнее! Например, о том, что полномочия органов школьного самоуправления должны быть записаны в уставе школы.

Федя Пессимистов: Да-да, слыхали! Я вот нашего завуча просветил, что надо устав школы в вестибюле повесить. Она и повесила. Честное слово, лучше бы этот устав пылился там, где его никто не видит!

Профессор Дорога: Что ж тебя, Федя, так огорчило в главном документе твоей школы?

Федя Пессимистов: А чему радоваться-то? Там про ученическое самоуправление – ни строчки!

Профессор Дорога: Коллега, это еще не самый худший вариант! А представь, что было бы, если бы ты увидел в уставе своей школы примерно такие права школьного парламента: проводить рейды по проверке портфелей, отлавливать нарушителей дисциплины, следить, чтобы ничего не украли, а также всегда и везде помогать директору школы…

Вася Активистов: Профессор, но ведь это, извините, бред!

Профессор Дорога: Не скажи, Вася! Многие считают, что ученическое самоуправление существует для того, чтобы дети в школе лучше учились и прилежнее себя вели. Вот и превращают ученический совет в полицейский орган, где «прилежные учащиеся» прорабатывают «плохих мальчиков». Авторитетные журналы рекомендуют положения об ученических советах, в которых это разложено по полочкам. То, что ты назвал бредом, во многих школах, увы, - правда жизни. Не исключено, что всё это может попасть и в тексты школьных уставов. А изменить устав – не так-то просто.

Федя Пессимистов: И как же добиться, чтобы у ученического совета были те полномочия, которые нужны самим активистам?

Профессор Дорога: В твоём случае – путь ясен. Активистам надо решить, какие именно полномочия нужны вашему школьному парламенту. И написать положение об ученическом самоуправлении школы. А затем обсудить его с директором, педагогами, родителями. Выслушать их мнение, внести поправки. И в результате добиться, чтобы это положение было в вашей школе утверждено.

Федя Пессимистов: Ничего себе! Так мы никогда концов этого положения не найдём!

Вася Активистов: Федя, зайди в нашу школу – найдёшь! Положение об ученическом совете утверждено у нас еще в прошлом году. Между прочим, оно нас вполне устраивает.

Профессор Дорога: И как же, коллега, вашим активистам удалось этого достичь?

Вася Активистов: Да очень просто! На сборе школьного актива города нам дали типовое положение, которое разработал Юниорский союз «Дорога». Мы принесли его директору. А директор знал, что комитет по образованию мэрии всё это поддерживает. Мы-то боялись, что директор думать будет, исправлять что-то… А он просто взял и подписал. И так было в нескольких школах. Кстати, у меня текст этого положения как раз с собой!

Профессор Дорога: Замечательно! Давайте посмотрим, насколько широка сфера вашего влияния на школьную жизнь. Какие права есть у ученического совета вашей школы, согласно этому положению?

Вася Активистов: Так, смотрим. Пункт 1. «Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю».

Федя Пессимистов: Что это еще за «закрытые» собрания такие?

Вася Активистов: Это значит, что туда пускают только тех, кого пригласил ученический совет.

Федя Пессимистов: А если директор сам придёт, без приглашения?

Вася Активистов: Тогда ему скажут: «Извините, Сидор Петрович, но сегодня у нас закрытое собрание. Мы хотим обсудить наши вопросы без взрослых. Положение об ученическом совете, которое Вы утвердили, даёт нам такое право. Мы готовы встретиться с Вами в другое время.»

Федя Пессимистов: Ого! Представляю выражение лица этого Сидора Петровича!

Вася Активистов: Ничего. В первый раз, может быть, у него с мимикой и возникнут проблемы, зато потом такие случаи он будет воспринимать как нормальную школьную жизнь. Идём дальше. Пункт 2. «Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде школьного совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях.»

Федя Пессимистов: Здесь всё ясно. Написал объявление – повесил. Так?

Вася Активистов: Так. И при этом администрация школы не может это объявление сорвать.

Федя Пессимистов: А если ей это объявление не понравится?

Вася Активистов: И что из этого? А если, скажем, мне приказ директора не понравится? Я что, срывать его буду? Так и с нашим объявлением – нравится, не нравится, а висеть будет. Читаем пункт 3. «Направлять в Администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы».

Федя Пессимистов: Запросы? Родное слово! Мариванна нам каждый день говорит: «Ну и запросы у вас!» Теперь мы ей наши запросы будем в письменном виде… э-э… давать.

Вася Активистов: Это, Федечка, э-э… не те запросы. Профессор, объясните лучше Вы!

Профессор Дорога: В данном случае, коллега, речь идёт о том, что вы можете запросить у администрации школы необходимую для вас информацию. Например, вас интересует, на каком основании ученики вашей школы сдают деньги на охрану. Вы направляете в администрацию школы запрос, в котором просите это разъяснить. Администрация пишет вам ответ – на основании приказа директора школы, номер такой-то от такого-то числа. У вас появляется информация, с которой вы можете дальше работать.

Федя Пессимистов: Ага, пойдём к юристу и докажем, что этот приказ – незаконный. И повесим эту информацию на стенд школьного совета!

Вася Активистов: Ха-ха-ха! Первое место в юморине! Неужели обязательно действовать так твердолобо?! Ведь в нашем положении есть пункт четвертый, который даёт нам право «знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения». Ученический совет просто вносит в администрацию предложение изменить этот приказ.

Федя Пессимистов: Теперь понял. Кстати! Ведь пункт три говорит, что на предложения ученического совета администрация должна дать официальный ответ!

Вася Активистов: Соображаешь, брат Фёдор! Сам видишь: расклеивать листовки и устраивать митинги просто незачем. Причём, обрати внимание, у нас есть право знакомиться не только с принятыми документами, но и с их проектами.

Федя Пессимистов: Значит, это будет выглядеть так. Приходит ученический совет к Сидору Петровичу и говорит: «Господин директор, вы тут приказик пишете о введении школьной формы… Будьте так любезны, покажите проект. Мы его исправим и Вам вернём!»

Профессор Дорога: Если без шуток, то думаю, что это очень важный пункт положения. Конечно же, не все нормативные документы школы будут интересовать ученический совет. Но те из них, которые касаются важных вопросов школьной жизни, обязательно должны приниматься с участием ученического самоуправления. Недавно я был свидетелем занятного случая. Одна из школ захотела стать лицеем. Чтобы решить, можно ли дать школе это высокое звание, туда отправилась специальная комиссия. Люди из комиссии посетили уроки, полистали бумажки и вдруг, ни с того ни с сего, захотели встретиться с школьным правительством. Приходят активисты, а комиссия их и спрашивает: «Вы хотите, чтобы ваша школа лицеем стала?» Те отвечают: «Еще бы! Мы ж самая престижная школа в нашем районе!». Члены комиссии обрадовались и следующий вопрос задают: «А как вы относитесь к тому, что в лицее ваша учебная нагрузка будет больше?» Активисты открыли рты, переглянулись… Повисла пауза. И тут одного юношу, что называется, прорвало: «Чего? Еще больше уроков? Да мы и так в две смены учимся, а задают нам столько, что времени вообще не хватает! Не-е, лично я - против!» Вот и выяснилось, что вопрос о статусе лицея в этой школе с учениками всерьез-то и не обсуждали. Так сказать, не сочли нужным.

Вася Активистов: Для того наше положение и принято, чтобы ученический совет везде мог совать свой нос. Если бы это происходило в нашей школе, то мы бы пришли к директору и попросили бы дать нам всю информацию: зачем нашей школе нужно становиться лицеем и как это на нас отразится. Кстати, пятый пункт положения даёт нам такое право: «получать от Администрации школы информацию по вопросам жизни школы». А, согласно шестому пункту, мы можем «представлять интересы учеников в Администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы».

Федя Пессимистов: Это понятно! Значит, прихожу на педсовет. Мариванна, конечно, сразу скажет: «Феденька, ты что пришёл? Здесь сейчас педсовет будет. Иди домой, уроки учи». А я ей и отвечу: «Марья Ивановна! Теперь я на каждый педсовет с Вами ходить буду! Есть такая профессия - учеников защищать!» Во как!

Профессор Дорога: Боюсь, коллега, что после этого ваши учителя превратятся в революционеров-подпольщиков, которых ты сегодня вспоминал.

Федя Пессимистов: Это почему же?

Профессор Дорога: По очень простой причине. У них есть свои внутренние вопросы, которые нельзя обсуждать при учениках. И если вы не дадите им делать это на педсоветах, они начнут собираться втайне от вас. Практически на подпольные сходки!

Вася Активистов: Вообще-то, в этом пункте говорится совсем о другом! Дело не в том, чтобы быть на педсовете в роли «всеслышащего уха». Этот пункт даёт нам право представлять интересы учеников при решении школьных вопросов. Скажем, идёт педсовет. Решается, поставить зимние каникулы с 20 декабря или с 1 января. И для того, чтобы послушать мнение учеников, приглашают Машу Отличникову. Естественно, в этом случае мы говорим: «Уважаемые педагоги! Мнение учеников в нашей школе представляет не девочка Маша из десятого «г», а ученический совет. Давайте скажем Маше спасибо за потрясающую улыбку, а мы готовы вместе с вами участвовать в обсуждении сроков каникул». Между прочим, следующий, седьмой пункт положения, даёт нам право «проводить встречи с директором школы и другими представителями Администрации не реже одного раза в месяц».

Федя Пессимистов: Этот пункт, наверное, специально для неуловимых директоров придумали!

Профессор Дорога: На самом деле, из этого пункта может вырасти хорошая школьная традиция. Скажем, каждую первую среду месяца в 16 часов ученический совет проводит с директором школы «встречу без галстуков». И в неформальной обстановке, никуда не торопясь, за чашечкой чая обсуждают все накопившиеся проблемы.

Федя Пессимистов: А что? Хорошее дело! Сидор Петрович ведь – тоже человек! От чашечки чая с плюшкой он точно не откажется!

Профессор Дорога: Давайте-ка и мы с вами напоследок не откажемся от чашечки чая. Плюшки, кстати, я захватил.

Вася Активистов: Профессор, а как же положение? Там целых 27 пунктов про права ученического совета, а мы с вами разобрали только семь!

Профессор Дорога: Вот и прекрасно, коллега! Продолжим эту тему в следующий раз!

 

Домашнее задание:

1.      Какие полномочия есть у ученического совета твоей школы? Позволяют ли они ученикам участвовать в решении вопросов школьной жизни?

2.      Спроси у своих школьных знакомых, нужны ли ученическому самоуправлению права, о которых говорили Вася, Федя и профессор? Напиши нам своё и их мнение.

 

Мы ждём твоих ответов по адресу: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если у тебя есть доступ к электронной почте, пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru

Читай материалы нашего учебника и письма читателей на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/

 

продолжение следует

 © Д.В.Рогаткин


Добрый день, уважаемый Денис!

Хотелось бы высказаться по поводу закрытых ученических совещаний, педсоветов с участием школьников. Конечно, хорошо, когда все оформлено на бумаге и подписано дяденькой директором, но такие совещания зачастую проходят без всяких бумаг, где угодно: на перемене, уроке, в курилке, в столовой. Нам так проще! На педсоветы наш коллектив, например, иногда ходит, но ничего существенного там не случается, было правда пара случаев, когда администрация сама призывала Думу на совместные совещания, но они были посвящены разбору полетов или подготовке к юбилею школы.

Как быть, если основная масса учителей не слушают и не слышат представителей ШС? Хотя при всем при этом в наши функции входит и проведение научно-практических конференций, литературных вечеров, когда это необходимо ШС становится первым помощником. Шаг влево, шаг вправо им не нужны!

Заранее спасибо.

С уважением, Ольга Новожилова, вице-президент УдмРО ДИМСИ.

______________

Добрый день, Ольга и все!

Во-первых, Ольга, поздравляю тебе с 16-летием! И подписчики наши, думаю, тоже к этому поздравлению присоединяются!

А теперь – к делу  ;-)

Как сделать так, чтобы «масса учителей» услышала школьный совет?

Ответ номер один. Наделить ученическое самоуправление реальными полномочиями, чтобы учителя понимали, что и их жизнь в школе зависит от вас. Конечно, всем удобнее, когда школьная дума проводит праздники, коллоквиумы и консилиумы, а дальше – ни-ни. И педагоги отнюдь не ринутся отдавать ученикам власть над самими собой – они же взрослые, здравомыслящие люди, которым не нужны лишние проблемы.

Наша задача – объяснить людям, что фактически, решая вопрос о правах ученического самоуправления, мы выбираем, по какому пути пойдёт наша школа.

Вариант 1. Всё остаётся по-старому, и тогда школа безнадёжно устаревает, продолжая производить социальный брак - выпускать в жизнь людей 30-х годов 20 века. Побочные эффекты этого варианта: ученики – тихо или громко - ненавидят школу, превращаясь в плохо управляемую толпу. Учителя сосредоточили в руках всю власть, но уже с трудом сдерживают натиск на свои баррикады. В конечном итоге, нормальные ученики будут эту школу покидать, в силу свободы выбора образовательных учреждений, потому что в этой школе они – никто. Школа будет превращаться в «отстойник», куда будут «сбрасывать» наиболее проблемный контингент детей для того, чтобы за ним надзирали. Такая школа именно для этого и построена, так что обижаться не на что.

Вариант 2. Ученики, родители и педагоги получают в свои руки реальные рычаги управления школой. И вместе эту школу «вытягивают» - делают её более современной и удобной. Собственно, какой должна быть каждая конкретная школа, никто не знает лучше ребят, родителей и педагогов. Дети в такой школе перестают быть лишними, потому что они сами могут её «лепить». Следовательно, постепенно уходят традиционные школьные проблемы, связанные с её нынешним «казарменным положением». Такая школа больше устраивает детей, потому что эта школа – для детей, а не наоборот. В такую школу будут стремится попасть и талантливые учителя, и талантливые дети, а значит – хороший контингент, готовность родителей софинансировать образовательные программы, и далее все возможности для развития. Так вот всё это без реальных прав органов самоуправления – невозможно. Вот – значение выбора: соглашаться на широкие права ученического самоуправления или нет.

И, в продолжение, ответ номер два. Мне кажутся малореальными попытки реформировать школу «изнутри». Кто-то в данном регионе, районе, городе должен взять на себя эту функцию. Пример. Удмуртское отделение ДИМСИ может заручиться поддержкой местного образовательного ведомства на проведение эксперимента. С этой поддержкой и своими ресурсами (внутренними, спонсорскими, выигранным грантом и т.п.) найти школы с вменяемыми администрациями, которые готовы на эксперимент по ученическому самоуправлению под вашим руководством. Подписываете договоры с четкими взаимными обязательствами. Скорее всего, работа с ребятами (формирование команд активистов, их обучение и сопровождение запуска их работы в школах) будет вашей функцией. А администрация предоставляет самоуправлению полномочия и работает с педагогами. В этом случае вы очень серьезно защищаете ученические самоуправления этих школ от того, что их никто не будет слушать. Через год вы показываете результаты, и образовательное ведомство рекомендует их к дальнейшему распространению. Директора вешают орден на шею и рвутся в бой.

Просто обычно, в качестве ответа на твой вопрос - «как сделать, чтобы нас услышали?» - предлагают обратиться к психологу  ;-)

Вот, мол, он подскажет, как обратить на себя внимание. Тренинг проведет. Как ты поняла, мой ответ – совсем в другой логике. Когда вы фактически, а не по форме, перестанете быть просителями, вас будут вынуждены слушать. Даже если вы говорите очень тихим голосом.

Успехов!

Денис

doroga@karelia.ru


Вернуться в ЮС "Дорога"     Вернуться в содержание учебника