Проект Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»  

Северо-западный регион России  

№ 206

Храпова Валентина

Республика Карелия,

г. Петрозаводск

 

Один день из жизни школьника

Жизнь школьников тяжела и опасна. Наверное, каждый ученик может привести пример нарушения своих прав. Учитель прочитал при всем классе записку, отобрал шпаргалку (а она является частной собственностью ученика), оскорбил или ударил ребенка – во всех этих случаях мы можем говорить о нарушениях прав человека. Вот несколько ситуаций из жизни обычного школьника, то есть меня.

 

Прозвенел звонок на урок. Учитель вошел в класс и радостным голосом произнес: “Ребята, у меня для вас отличная новость! Нас приглашают на экскурсию!”

“Опять в музей?” – послышались разочарованные голоса.

“Нет! В монастырь!” – обрадовал классный руководитель. “В пятницу нам дают автобус, и мы на 9 часов едем в Александро-Свирский монастырь. Ехать нужно всем! Завтра сдайте по 80 рублей. Поднимите руки, кто едет!”

“А если я не хочу? Мне не интересны такие экскурсии!” – возмутился один из моих одноклассников.

«Не поедешь – позвоню родителям! Уж они-то заставят вас!» – ответил педагог.

Поехали почти все. Тем, кто отказывался, действительно позвонили домой. Выдержали напор классного руководителя только 6 семей. Их дети пришли в день экскурсии в школу на все уроки. На мой вопрос, почему ребята, вопреки своему желанию, всё-таки поехали в монастырь, многие ответили: «Для того, чтобы от классной отвязаться. Все равно ведь заставит.»

Вот вам и право учеников на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Кроме того, в этой ситуации было нарушено право на свободу совести и вероисповедания. Каждый человек сам решает, нужна ли ему религия, а если нужна, то какая. Никто не имеет права делать этот выбор за него. А учеников силой принуждали участвовать в экскурсии в действующий мужской монастырь.

Во время поездки школьники участвовали в различных православных обрядах. Но ведь среди ребят могли быть и мусульмане, буддисты и т.д., которым нельзя посещать православные монастыри. Но не все ученики готовы открыто рассказать о своих убеждениях, и школа не может требовать от них этого. Поэтому лучше всего в данной ситуации было сделать экскурсию добровольной, или вообще отказаться от проведения этого мероприятия, ведь оно нарушает светский характер образования.

 

Но почему школьники не пытаются отстаивать свои права? Я разговаривала с учениками 5-11 классов. Большинство считает, что бороться с нарушениями прав человека бесполезно, а главное – опасно! Если школьник укажет педагогу на то, что он нарушил права ученика, учитель может обидеться. И начать мстить. Тут и оценки будут хуже, и личное отношение изменится. Зачем так рисковать? Лучше спокойно, тихо и мирно отучиться положенные годы. С этим утверждением согласны и учителя. Наверное, именно поэтому детей-правозащитников так негативно встречают в школах.

 

Но с помощью знаний о правах человека можно не только менять школу в лучшую сторону, делать её правовой, но и… бороться за успеваемость.

 

В начале урока биологии к нам пришла завуч по воспитательной работе и 20 минут рассказывала о ближайшем школьном мероприятии.

После этого мы проходим новую тему и… звенит звонок. Радости ребят не было предела – закончился девятый урок, и можно идти домой! Но учитель останавливает собравшихся домой школьников: «Не торопитесь! Мы еще не написали тест по прошлой теме!»

Я говорю: «Извините, но уже прозвенел звонок, сейчас наше личное время,» – и начинаю собирать портфель. Но педагог ответил: «Уйдешь – поставлю двойку за тест.»

Я встала и ушла. Но учитель не собирался отпускать остальных. На следующий день в журнале напротив моей фамилии появилась двойка по биологии.

Перед следующим уроком биологии я хотела объяснить учителю, что она не имела права ставить мне двойку за то, что я ушла после звонка.

Подхожу к кабинету, придумываю умные и убедительные слова, но в классе нас встречает совсем другой педагог:

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Валентина Ивановна. Ваша учительница на курсах, а я буду её заменять. Я уже на пенсии, мой педстаж – 50 лет. На моих уроках вы обязаны вести себя идеально, иначе буду ставить двойки за поведение.

Из всего десятого класса вести себя примерно смогли только 15 человек. Они получили за урок «5». Остальные - «2».

Я подошла к Валентине Ивановне на следующий день и попросила убрать эти оценки. Дело в том, что такого предмета, как поведение, не существует, поэтому ставить двойку по биологии за нарушения дисциплины нельзя. И тест, написанный на перемене, оценивать тоже нельзя. Она удивилась моей наглости, но пообещала исправить все двойки. Я успокоилась и забыла об этом.

Но в конце четверти обнаружилось, что мне и еще троим моим одноклассникам грозит итоговая двойка. Курсы у нашей учительницы закончились, а Валентина Ивановна вернулась на пенсию. Своего обещания исправить двойки она не выполнила.

Я попыталась добиться от учителя биологии, чтобы эти двойки были всё-таки исправлены. Но не тут-то было: «Оценка заслуженная. В следующей четверти веди себя нормально, не выпендривайся, тогда поставлю хорошую оценку».

Эта история могла бы закончиться на грустной ноте, если бы не один скромный листочек. Вечером я написала письменную жалобу директору школы с просьбой ликвидировать несправедливые оценки, а на следующий день отнесла его администрации. Директор тоскливым взглядом окинула мое заявление и сказала: «Иди на уроки, я тебя вызову».

Через два часа меня вызывают в кабинет директора: «Радуйся, убрали мы твои двойки. За четверть «4» получишь. Но больше с учителями не пререкайся, пожалуйста».

Оценки за поведение – и  хорошие, и плохие – ликвидировали у всех моих одноклассников. Не знаю, уменьшилось ли после этого количество отличников, но на четыре двоечника в школе стало меньше.

 

Права человека должны знать все участники школьной жизни: учителя, ученики, родители. Из учебного заведения должны выходить подготовленные к жизни люди, ведь школа – это модель общества. Поэтому одного курса «Право» в школьном расписании недостаточно. Ребят нужно воспитывать в духе прав человека, на основе уважения человеческого достоинства. Только так мы сможем изменить школу.

 


К списку работ