Проект Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»  

Северо-западный регион России  

№ 99

Серова Ульяна

Республика Карелия,

г. Петрозаводск

 

Как законы исполняются в жизни человека и школьника,

или Сказки тысячи и одной статьи

Однажды в библиотеке я случайно натолкнулась на тоненькую книжечку с заманчивым названием «Конституция Российской Федерации». Её затертые страницы и «лохматые» углы привлекли моё внимание (почему-то в библиотеках всегда вызывают интерес именно такие, зачитанные «до дыр» книжки). Плюс небольшой объём брошюрки окончательно склонил меня к мысли о том, что эту книжульку можно и прочитать. Тем более что засаленные углы обещали интересное содержание (вряд ли наше редкочитающее общество стало бы интересоваться чем-то неоригинальным и «нечитабельным»).

Собственно говоря, в интересности текста я убедилась уже после первых трех страниц, а после трех листов ехидная усмешка уже не сходила с моих губ.

Почитать, так мы живем в раю. Сколько прав! Сколько возможностей! Все от государства! Все для человека! Ах, слезы умиления выдавливаешь из глаз при чтении сей великой книги.

Как хорошо жить в России, если не жить в России, а только читать «конституцию».

…Да, пожалуй, читая мои мысли кто-нибудь скажет: «Что это такое?! Кто это там пытается возразить Конституции – книге, которую цитируют, читают, по которой живут и будут жить!»

Возможно, я в чем-то и не права, но ощущение права на свободу придает мне смелости и не дает молчать. Поэтому я хочу провести маленький анализ некоторых статей из нашей «великой» книги. Взять хотя бы вторую главу.

Итак. «Права и Свободы человека и гражданина».

И сразу же (ст. 19, п. 1) «Все равны перед законом и судом». Как интересно! На бумаге – быть может, но не в жизни. Разве станут одинаково относиться к бомжу и миллионеру, простому рабочему или сынку крупного начальника. Это я уже не говорю о взяточничестве, которое, конечно существует, и дружбе между подсудимыми и, допустим, судьями или присяжными.

Все то же относится и к п. 2, и к п. 3. И раса, и пол, и национальность, и должностное положение ставят людей на разные ступени сословной лестницы.

Как бы ни сильно сейчас было влияние и авторитет женщин, им труднее пробиться «в жизнь», чем мужчинам. А должностное положение – это такая невероятная пропасть, через которую не может, даже закрыв глаза, перешагнуть ни один человек. Все равно вышестоящие – это «хозяева», нижестоящие – это «подчиненные».

«Никто не должен быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам» (ст. 21, п. 2). И вновь ехидная ухмылка. А все эти внедрения различных школьных систем.… И тот же ЕГЭ, ну чем не научный опыт, а все на «шкурке» бедных одиннадцатиклассников. Так что же… Получается, что нарушаются права человека по всей стране? Почти во всех школах.… И, может быть, это означает, что любой ребенок может отказаться от сдачи ЕГЭ?

«Каждый  имеет право на свободу»  (ст. 22, п. 1). И опять переносим на школьную жизнь. Если мы имеем право на свободу, то почему за прогул урока или дня каждый может попасть в кабинет директора.

Хотя, конечно, свобода – это понятие очень пространственное и относительное, потому что, и это известно всем, что абсолютной свободы не бывает. А отсюда и вывод: не надо обещать того, чего в принципе не может быть.

«Каждый имеет право на личную тайну и на тайну переписки» (ст. 23, п. 1,2). Получается, что можно подать в суд на учителя, который перехватил записку в классе и прочитал ее вслух, а так же можно не объяснять причину опоздания на первый урок или вообще отсутствия в какой-то день.

Пожалуй, если бы какой-то  ученик знал все статьи «Конституции» и также нагло, как и я, их трактовал (еще и в глаза учителям), то ему вскоре и учиться не надо бы было, потому что, допустим, «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ст. 29, п. 3), а это означает, что необязательно высказывать свои мысли (или, точнее, отсутствие их) на уроках. То же самое и в школьных сочинениях. «Цензура запрещается» (ст. 29, п. 5). Почему это нам, школьникам нельзя свободно выражать свои мысли в сочинениях. Быть может, общепринятые стереотипы нас не устраивают, и мы хотим поспорить со сложившимися на протяжении многих столетий взглядами филологов.

Например, такой случай… Изучая Гоголевские «Мертвые души», в своем сочинении на тему «Образ Чичикова» один девятиклассник написал, что Чичиков – это бизнесмен, и он всего лишь «делает деньги». Учительница со злостью поставила «пару» - за «непонимание нравственных проблем». А ведь ученик-то был прав. Чичиков – это бизнесмен, только презирающий и преступающий устои нравственности… И вы еще говорите об отсутствии цензуры! Но знающему Конституцию ученику сочинения и писать бы не пришлось…

А еще ему не надо было бы трудиться на благо школы. Никаких ему уборок территории осенью, потому что «принудительный труд запрещен» (ст.37, п.2)

…Еще интересная статья. «Каждый имеет право на творчество» (ст.26, п.2). Граффити на стенах – это, порой, шедевры; записи на партах – это вообще школьный фольклор; стихи с нецензурной лексикой – это как-никак поэзия. Так почему же все это так преследуется?

Мальчик пошел в магазин, купил баллоны с краской, нарисовал на заборе вокруг стройки настоящее произведение искусства. А потом из дома напротив вышла какая-то дикая старушка и, громко-громко ругаясь («никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению» (ст. 21, п. 2)), заставила мальчугана красить забор поверх шедевра белой краской (опять принудительный труд).

Учительница поймала класс за чтением нецензурных «черных» стишков и отобрала книгу («право частной собственности охраняется законом» (ст. 35, п. 1); «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ст. 35, п. 3)), а на крики возмущенного класса пригрозила директором («право на забастовку» (ст.37, п.4)).

И последнее о школьниках и вообще учащихся – «бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования» (ст. 43, п.2) и «право бесплатно получить высшее образование» (ст. 43 п. 3). Конечно, мы платим за учебу не столько, сколько в частных школах, но все эти «фонды школы» и «фонды класса» - это ведь тоже своеобразная плата, хоть и получается, что платим всего по 20-30 рублей в месяц. А бесплатно учиться в университете, вузе или институте – это что-то невозможное и невероятное. Есть такие дети, но их так мало, что они являются скорее исключением, чем правилом.

А теперь о правах человека. Человека взрослого… И о правах, которые действительно большей частью нарушаются.

Самый интересный вопрос – это вопрос религии.

Да, у нес есть закон о том, что «каждый свободен в выборе религии и может распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28), но даже при произношении слов «католик», «мусульманин», «буддист» русский человек настораживается и теряет доверчивостью. Это, наверное, русский менталитет влияет. Недоверие ко всему чужестранному, незнакомому и непривычному. Плюс ассоциации: католик – немец – фашист, мусульманин – Чечня, Афганистан. Это плохо, что у нас недоверие к чужим религиям. Вообще вопрос религии самый спорный и шаткий. Но это есть и от этого не скрыться.

А при слове «секта» человек просто «выпускает шипы» и держится настороже. А ведь все не всегда так опасно и страшно. Существует, например, так называемая «бесцветная» секта, которая считает, что нельзя отрицать ни одну религию и исповедует их всех (в возможной мере).

Большинство представителей власти уже одно слово «секта» считают опасным и, порой даже не выясняя реальность угрозы, насильственным методом «разгоняют» людей, запрещая любые листовки с их учениями.

«Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства» (ст.32 п.1) и «Граждане российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ст. 32 п.4). Это сказки о белом бычке. Здесь то же, что и в законе о равенстве перед судом и законом, на бумаге одно – на самом деле другое. Сами входят в политическую элиту только самые одаренные. Но, как правило, все делается по знакомству, а не по степени мудрости, жизненного опыта и стремлению помочь обществу.

«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» (ст. 37 п.3). Хорошо было бы, если это было бы так, но увы ни шахтерам, ни военным, ни морякам, ни работающим на стройке или на заводах (некоторые заводы еще и оборудованы станками времен второй мировой) такого никогда не добиться. Все равно будет опасность и грязь. А ведь еще и плата за труд очень низкая, хотя «вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда». Интересно, если бы этому закону всегда следовали, было бы у нас 74% живущих ниже прожиточного минимума?

Я перевернула страницу и прочитала: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату» (ст.40 п.3). Рядом со мной как-то истерически захихикали. «Мы с мамой, - сказала рядом сидящая девочка, - живем только на одну ее зарплату уборщицы. Это ниже прожиточного минимума, но никто нам бесплатно квартиру не предоставлял и никому из моих знакомых тоже. Общежитие – пожалуйста, но за него платить надо, а соседи наши – пьяницы».

Если честно, я тоже не знаю таких случаев предоставления бесплатно квартиры просто неимущим или малоимущим. Вдовам; матерям детей, родившихся в 2000 году на Новый год; счастливцам, выигравшим квартиру – да, но малоимущим…

Еще интересная статья, заставившая меня ухмыльнуться. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Как интересно! В деревне у моей бабушки только один постоянно действующий колодец (остальные летом высыхают, на зиму замерзают), а в прошлом году этот колодец вдруг стал давать «железную воду». Вытаскиваешь ведро, а там половина – рыжий железняк. Но даже после того, как деревня отправила воду на пробу в городскую лабораторию, ничего предпринято не было. Им пришел ответ, что вода отличного качества и пейте ее такую. А ведь передозировка железа в организме ведет к летальному исходу.

Бабушкину деревню спасло только то, что с приходом осени и, вероятно, из-за частых дождей вода внезапно снова стала нормальной. Но безразличие властей к бедствиям народа здесь налицо.

И последнее… О смешном законе. (ст. 58) «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Единицы действительно бережно относятся к природе, а большинству совершенно «параллельно».

И не только простым гражданам, а также добытчикам полезных ископаемых и работникам в сфере геологии. Как ни стыдно, что у нас в России дошли до того, что существует такой город, как Карабаш, где трава красная и фиолетовая, терриконы на каждой улице и запах тухлых яиц.

 

У нас много прав. Если бы они действительно соблюдались, то, пожалуй, все были бы более или менее счастливы, или менее озабочены своими проблемами. Но, к сожалению, большинство прав человека сейчас нарушаются, или они действуют не в полной мере. И самое страшное – то, что это стало уже нормой, и человек не замечает этого и ругает власть, которая по сути своей все хотела исправить законами. Но только сами законы со временем превратились в сказки. Сказки тысячи и одной статьи (не забывайте еще и о существовании статей в «Сборнике кодексов РФ»). И эти сказки слушают современные люди и наивно, как дети, верят в них…

Но я надеюсь и верю, что когда-нибудь сказки воплотятся в жизнь. Ковер-самолет станет ТУ-104, а право станет неотъемлемой частью нашей жизни.

 


К списку работ