В развитие Проекта Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»
Северо-западный регион России  
   
ПУТЕВОДИТЕЛЬ УЧАСТНИКА КОНКУРСА
 
Юниорский союз «Дорога»
Петрозаводск
2003

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗДРАВСТВУЙ, КОНКУРС!

 

Решаем: участвовать?

Если ты читаешь эту брошюру, то это значит, что:

·        Ты учишься в среднем специальном учебном заведении - училище, колледже или техникуме. Тебе уже не тринадцать, но еще не восемнадцать.

·        Ты намерен решить: участвовать или не участвовать в конкурсе «Права человека в современном мире».

Если это – не про тебя, тогда, наверное, про кого-то другого? Будь другом, помоги нам: передай ему эту книжку!

Теперь всё правильно! Брошюру держит в руках именно тот, для кого она написана.

Можно начать знакомиться.

Итак, позволь пригласить тебя стать участником конкурса творческих работ «Права человека в современном мире»! Это приглашение означает, что ты можешь написать авторскую работу, отправить её на конкурс и – вполне вероятно – оказаться среди его лауреатов и победителей.

«Но зачем это нужно?» – спросишь ты. – «Неужели мало сочинений мы пишем во время учебы?»

Сочинений, действительно, в учебной программе предостаточно. Но школьные сочинения придуманы для того, чтобы проверять твои знания, учить тебя грамотно излагать свои мысли на бумаге. Наш конкурс – это не проверка и не предметная олимпиада.

Конкурс «Права человека в современном мире» - это проект, и ты можешь стать одним из его лидеров.

Проект – это не обычное мероприятие. Проект – это такая работа, благодаря которой в нашей жизни что-то меняется к лучшему.

Но разве можно что-либо изменить не силой законов, власти и денег, а всего лишь творческими работами? Оказывается, можно!

Не случайно наш конкурс является продолжением большого проекта Организации Объединённых Наций. Его название говорит само за себя: «Содействие развитию образования в области прав человека в России». Цель проекта в том, чтобы в нашей стране ребят начали обучать не только физике, истории и другим привычным предметам, но и правам человека.

Знать свои права и уметь их защищать необходимо сегодня каждому гражданину. Без уважения к правам человека нельзя представить себе современное общество…

Давай остановимся и на несколько минут отложим эту книжку! Сделай-ка вот что: выгляни в окно или включи телевизор. Понаблюдай. А потом перечитай предыдущий абзац…

Спасибо! Упражнение закончено. И какой же ты из него сделал вывод?

Наверняка, не очень-то весёлый. Как ни печально, права человека еще не стали основой жизни нашего общества.

Почему так происходит? На этот вопрос можно дать очень много ответов, и все они будут правильными. Вот один из них: ценность прав человека еще не осознали сами граждане. До тех пор, пока мы сами, наши близкие, друзья и знакомые не начнут требовать, чтобы права человека действительно соблюдались, нам не стоит надеяться на жизнь в правовом государстве. Без нашего участия ничего не изменится ни за окном, ни в «ящике».

Потому-то и важно, чтобы как можно больше людей поняли, что такое права человека и зачем они нам нужны. Среди этих людей – ученики, учителя и родители. Именно от них зависит, будут ли учить правам человека уже со школьной скамьи. Не только учить – воспитывать в духе прав человека.

Для этого и придуман конкурс «Права человека в современном мире». Он обратит на проблему прав человека внимание многих людей, которые до этого не считали её столь важной. Твоё участие в конкурсе станет большой помощью в этой работе!

Итак, участвовать или не участвовать в конкурсе? Этот вопрос ты можешь задать самому себе по-другому: «Хочу ли я внести свой вклад в распространение ценностей прав человека?» Если твой ответ утвердительный, тогда смело участвуй!

Но есть и другая сторона. Конкурс может стать полезным и для тебя самого. Ты глубже поймешь тему прав человека, познакомишься с интересными людьми, откроешь в себе новые качества и способности. А если твоя работа будет действительно интересной, то ты побываешь на межрегиональном финале. А, может быть, и на всероссийском… Но об этом – чуть позже!

 

Начинаем творить!

Итак, ты решился!

Считай, что главное сделано, и осталось совсем чуть-чуть: всего лишь написать конкурсную работу.

Но с чего же начать? Собственно, о чём писать-то? Если перед тобой встал этот вопрос, попробуй воспользоваться нашими советами!

 

Первый шаг. Разберись, что такое права человека. Не думай, что это очень просто! Эта брошюра лишь сориентирует тебя. Прочитав эту книжку, ты сможешь выбрать тему, которая тебе ближе. Ссылки на дополнительные источники информации позволят тебе найти необходимые материалы и познакомиться со своей темой глубже.

 

Второй шаг. Создай замысел работы. Тебе нужно ответить на вопрос: «Что я могу по этой теме сказать? И как лучше это сделать?» Здесь необходимо правильно выбрать жанр работы.

По условиям конкурса, ты можешь написать либо сочинение, либо эссе, либо статью. Давай разберемся, чем они отличаются друг от друга.

 

Начнём с сочинения. С этим жанром знаком каждый школьник. В сочинении обычно три части: введение, основная часть и заключение. Сочинение показывает, насколько глубоко ты владеешь темой: знаешь факты, анализируешь, сравниваешь, делаешь выводы. Тебе потребуются: знание материала, кругозор, логика, объективность, грамотность. Но главное – твой авторский подход к теме! Конкретную тему сочинения тебе предстоит сформулировать самому. Хорошо подумай и посоветуйся со своими консультантами! Тема должна быть такой, над которой будет интересно работать тебе самому!

 

Следующий жанр – эссе. В переводе с французского, слово «эссе» означает «набросок».  Этот жанр совершенно не похож на серьёзное и основательное сочинение! Главное в любом наброске – увидеть «руку мастера», то есть индивидуальность автора. Здесь – и личная позиция, и собственная манера изложения. Строгая логика, цитаты из источников,  факты, комментарии и выводы – всё это будет прекрасно смотреться в сочинении и совершенно не годится для эссе. Эссе – это прежде всего твой личный взгляд. Но это не означает, что работать над эссе проще, чем над сочинением. Сравни: каждый может нарисовать что-нибудь на листе бумаги, но лишь немногие из этих рисунков будут интересны ценителям живописи. Причина проста: чтобы авторская работа (а эссе – это авторский жанр) была интересна, нужно не только иметь что сказать, но и уметь это сказать мастерски – так, как не скажет никто другой.

Чтобы лучше понять различие между сочинением и эссе, сравним два фрагмента из работ победителей конкурса прошлых лет. Тема одна, но жанры – разные.

 

Отрывок из сочинения: «Вооруженные конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети. Вот почему ряд норм международного гуманитарного права направлен на обеспечение защиты детей в условиях вооруженного конфликта. Особая защита обуславливается тем, что в силу возраста они относятся к наиболее уязвимой категории населения. Поэтому им представляется ряд дополнительных прав… Дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны. Они имеют право на медицинскую и иную помощь. …Таким образом, особая защита детей как части гражданского населения предполагает, что дети в условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением. Стороны в конфликте обеспечивают им защиту и помощь, которые требуются ввиду их возраста.» (Киршин Андрей, город Рязань)

 

Отрывок из эссе: «…Теплый, солнечный день. Пять часов вечера. Ничто не предвещало беды. Вдруг одна за другой небо разорвали пять ярких вспышек. Розовым цветом залило все небо. Затем сильный грохот. Первая ассоциация была с молнией. Потом оглушило, пару секунд ничего не было слышно. В нашем доме выбило все стекла, ворота погнулись и открылись от взрывной волны. В этот момент вся семья находилась во дворе, мы строили дом. Папа закричал, чтобы мы все бежали в укрытие. Через полчаса шум прекратился. Мы выбежали за ворота, огромное количество людей ринулось из центра Грозного… Они кричали, плакали, была паника, из которой мы кое-что разобрали. Бомбили центральный рынок. Я, отец и брат бросились туда. То, что я увидел там, мне снится ночами… Весь мир превратился в красное месиво… У меня закружилась голова, подступила тошнота к горлу, но я не подал вида. Весь вечер мы грузили трупы и раненых, отправляя кого в морг, кого в больницу. Это было страшно. Каждый день такого не увидишь.» (Абазов Салават, город Грозный - город Челябинск)

 

пауза…  отложим книжку...  побудем наедине с собой…

 

Возвращаемся.

На примере этих фрагментов разница между сочинением и эссе видна очень отчётливо.

 

Теперь поговорим о третьем жанре – статье. Представь, что ты пишешь не работу на конкурс, а настоящую статью для газеты ли журнала. В отличие от сочинения или эссе, здесь вступают в силу правила журналистики. В основе хорошей статьи всегда лежит необычная история – такая, которую люди будут после прочтения вашего материала пересказывать друг другу. Но журналист не только рассказывает историю из жизни. Он выводит читателя на проблему. Поэтому история должна быть не просто неким из ряда вон выходящим событием, случайностью, а сигналом о более широкой проблеме, которая касается каждого. Журналист должен разобраться в этой проблеме, найти статистику, поговорить с экспертами, и тогда в своём рассказе он избежит ошибок и неточностей. Очень трудное для начинающего журналиста умение – спрятать своё я. В отличие от сочинения, в статье нельзя написать: «я думаю, что…» и дальше излагать личное мнение. Журналист не должен навязывать читателю свою точку зрения, не должен делать выводы «от себя любимого» или читать морали. Его задача – дать информацию, обозначить проблему, а вывод читатель должен сделать сам. И, конечно же, очень важен стиль статьи. Начинающему журналисту лучше писать просто и ясно, избегать длинных предложений и канцелярских оборотов. После того, как статья написана, её нужно безжалостно сократить: убрать все лишние куски, без которых статья вполне может обойтись. Посмотри на свой материал глазами читателя и оцени: интересно ли ему будет читать твою статью. Конечно же, это относится и к другим жанрам.

А теперь – законспектируем:

 

Жанр

Что делает автор

Как работать

Сочинение

Автор подробно изучает тему, обобщает и анализирует, раскрывает тему с авторской точки зрения

Сформулируй тему, составь план сочинения, подбери цитаты и напиши работу

Эссе

Автор знакомится с правами человека, оглядывается вокруг, сравнивает прочитанное и увиденное, и пишет то, что лично он об этом думает

Выбери тему, о которой ты не можешь не написать. Подумай, кто они, твои читатели? Пиши так, чтобы именно они поняли, что ты хочешь сказать и почувствовали то, что чувствуешь ты

Статья

Автор находит интересную историю, рассказывает её и показывает читателю на этом примере проблему в области прав человека

Собери информацию о факте, который будет положен в основу твоей статьи. Поговори с разными участниками событий. Выясни мнения экспертов. Разберись в проблеме. Расскажи читателю историю и покажи проблему.

 

После того, как замысел работы создан, пора воплощать его в жизнь.

 

Итак, шаг третий – написание работы.

Подумай, от кого ты можешь получить помощь в создании работы. Разумеется, работу ты пишешь сам! Но это не значит, что ты должен «изобретать велосипед». Чтобы твоя работа получилась свежей, интересной, не стала повторением давно открытых истин, тебе будет полезно консультироваться с компетентными людьми. Не стесняйся спрашивать совета, но окончательное решение оставляй за собой. Если тебе это нужно, ты можешь попросить кого-нибудь из педагогов стать руководителем твой работы.

А для начала прочитай еще несколько советов.

 

Хорошая работа – это:

·       работа, которая действительно рассматривает проблему прав человека. Если твоя работа – не о правах человека, а о лесных бабочках, то у неё в нашем конкурсе шансов нет. Она просто не будет рассматриваться. Также будут отклонены работы, авторы которых не разобрались в правах человека и допустили в этой теме грубые ошибки.

·        работа, в которой тема прав человека раскрыта глубоко. Автор не понаслышке знает о правах человека, он понял их, пропустил проблему через себя.

·        работа, в которой есть новизна. Постарайся избегать банальностей. Не повторяй избитые истины, которые можно прочитать в каждой газете. Не переписывай чужие книжки – на конкурсе не рассматриваются рефераты. Постарайся, чтобы в работе был виден твой личный, авторский подход.

·       работа, написанная хорошим стилем. Ты пишешь свою работу не для галочки, а для того, чтобы людям было интересно её читать. Если твоя работа по стилю будет похожа на научный труд, то её просто не дочитают до конца.

·        работа, которая помогает читателям лучше понять необходимость прав человека. Хорошо, если твоя работа поможет кому-то разобраться в правах человека, будет нести читателям новые знания по этой теме.

 

Что дальше?

Свою работу ты должен прислать на конкурс не позже 20 марта. Работу нужно отправить по электронной почте: oon2003@yandex.ru (копия - doroga@karelia.ru). Не забудь заполнить и приложить анкету участника конкурса. Чтобы убедиться в том, что организаторы конкурса получили твою работу, зайди на сайт конкурса – там будет вестись список поступающих работ.

Адрес сайта:

http://doroga.karelia.ru/oon2004/

Помни, что объем твоей работы не должен превышать 5 страниц. Меньше – можно, но больше – нельзя.

А что делать, если у тебя совершенно нет доступа к электронной почте? В этом случае ты можешь отправить нам свою работу, а лучше – дискету со своей работой – обычной почтой.

Позаботься, пожалуйста, о том, чтобы твоя работа не опоздала – она должна прийти на конкурс не позже 20 марта!

В конце марта на сайте конкурса ты найдешь список из двадцати победителей первого этапа. Возможно, ты тоже будешь среди них. Но будь готов и к тому, что твоего имени там не окажется: конкурс есть конкурс, и в нём не могут стать победителями все.

Победители первого этапа получат приглашение приехать на финал конкурса. Финал состоится в Петрозаводске в конце апреля.

Последнее напутствие

Теперь ты хорошо представляешь себе свой путь участника конкурса «Права человека в современном мире». Этот путь будет непростым, но легкие пути никогда не приводят к победе!

Мы желаем тебе найти свою собственную дорогу. И верим, что, какой бы отрезок этого пути ты ни прошёл, ты пройдёшь его не зря!

В добрый путь!

Ко второй части Путеводителя