Проект Организации Объединенных Наций
«Содействие развитию образования в области прав человека»
Конкурс творческих работ старшеклассников
«Права человека в современном мире»
Северо-западный регион России  

№ 98

Рязанова Светлана

г. Калининград

 

Нарушение политических и гражданских прав чеченцев

в современной России

 

Преследования чеченцев в России стали классическим примером, характеризующим нашу страну, когда речь заходит об этнической дискриминации. Правозащитные организации уделяют много внимания положению чеченцев в России, добиваясь восстановления прав беженцев из Чечни и чеченцев, постоянно живущих в России; либеральная пресса публикует статьи о конкретных нарушениях их прав. Вместе с тем, несмотря на большой накопленный материал, правозащитные организации только в последние годы стали обобщать происходящее в стране.

10 лет назад никто не мог предположить, что этническая дискриминация станет одной из основных проблем будущей России. Между тем, в российском обществе уже существовали сложившиеся антикавказские предубеждения, которые пока ещё активно не эксплуатировались ни одной из крупных политических партий. По-видимому, антикавказские настроения стали осознаваться обществом как отдельное явление только в 70 – 80-е годы, о чём свидетельствует появление подобных мотивов в литературных произведениях русского писателя В. Астафьева «Царь – рыба» и «Ловля пескарей в Грузии». Причём в основе этого лежали криминальные мотивы: чеченцев обвиняли в чрезмерной жестокости, стали образовываться преступные сообщества не только по территориальному признаку («тамбовские», «казанские»), но и по этническому («грузинские», «чеченские»). Между группировками вспыхивали жестокие криминальные войны, приводившие в т.ч. к жертвам вне криминальной среды. Ненависть ко всем «кавказцам», а особенно «чеченцам», разжигали их «славянские» криминальные конкуренты, объявляя себя защитниками местных жителей. Антикавказские настроения в России стали повсеместными.

Военные кампании в Чечне в 1994 и 1999 годах сопровождались дельнейшему углублению антикавказских и, особенно, античеченских настроений. Позицию достаточно широких слоёв населения тогда отразил А. Солженицын, предлагавший отделить Чечню, предварительно выселив туда всех чеченцев. За период первой кампании территорию Чечни покинули не только остатки невайнахского населения региона – русские, евреи, армяне, представители других народов, но и значительная часть этнических чеченцев. Однако для большинства чеченцев основным препятствием на пути адаптации в России стали проблемы, связанные с регистрацией по новому месту жительства. Прибывшие чеченцы повсюду рассматривались как нежелательные элементы и с трудом, используя взятки, проходили сквозь сито регистрирующих органов.

Общеизвестно, что права человека связаны между собой и нарушение одного из основных прав неизбежно влечёт нарушение остальных. Пример чеченцев, покинувших территорию Чечни, показывает, что нарушение права на свободу передвижения и выбора места жительства неизбежно влечёт за собой поражение всего комплекса гражданско-политических и социально-экономических прав. Существующая в России практика отказов в регистрации по месту жительства превращает многих покинувших Чечню в последние годы чеченцев – граждан Российской Федерации – в нелегальных жителей собственной страны. Имея на руках общегражданские документы, они не могут воспользоваться большинством прав, предоставляемых жителям России, т.к. их реализация преимущественно связана с наличием регистрации.

Нарушения социально-экономических прав

Право на труд. Пытаясь найти работу за пределами Чечни, большинство граждан России чеченской национальности сталкивается с почти непреодолимыми препятствиями. Первым из таких препятствий при устройстве на работу, как правило, становится отсутствие регистрации. Так, в Москве предусмотрены крупные штрафы для руководителей организаций и предприятий всех форм собственности за наём работников, не имеющих регистрации. Широкое распространение в обществе антикавказских настроений ведёт к тому, что даже при наличии регистрации большинство работодателей отказывается предоставить работу гражданам чеченской национальности. В ряде случаев отказ мотивируется отсутствием у вынужденных переселенцев каких-либо необходимых для трудоустройства документов или характером работы, требующим наличия постоянной регистрации. В других случаях, отказываясь принимать на работу выходцев из Чечни, работодатели открыто мотивируют это их национальностью. Так, в Чувашии юрист П. Айвенов обратился за помощью в трудоустройстве переселенцев из Чечни к руководству республики, но ему было сказано, что помочь жителям Чечни можно только с приобретением обратных билетов. В ряде случаев сотрудники органов внутренних дел оказывают прямое давление на нанимателей, взявших на работу чеченцев. Принимая на работу чеченцев, некоторые работодатели пользуются их безвыходным положением и ставят их в дискриминационные условия – платят более низкую зарплату, заставляют работать без выходных и т.п.

Право на получение медицинской помощи. С возникновением страховой медицины гражданам, не имеющим страхового полиса или имеющим страховой полис компании, зарегистрированной в другом городе, стало сложно получить бесплатную медицинскую помощь даже в предусмотренном законом объёме. Фонды обязательного медицинского страхования и страховые компании не включают приезжих в сферу своей деятельности. Для беженцев, в т.ч. и из Чечни, получение страхового полиса становится нередко непреодолимым препятствием, т.к. по схеме обязательного страхования гражданин должен быть зарегистрирован в данном месте, а иные виды страхования слишком дороги. Так, в Москве, чтобы получить медицинскую страховку, надо иметь регистрацию на срок свыше шести месяцев. Московский городской суд признал незаконным положение московских правил обязательного медицинского страхования, связывающее выдачу полисов со сроком регистрации, но Московский городской фонд медицинского страхования, координирующий деятельность обязательных фондов в столице, решение суда не выполняет.

Право на получение образования. Согласно ст.43 Конституции РФ, «каждый имеет право на образование», «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях» и «основное общее образование обязательно». Т.е., государственные и муниципальные образовательные учреждения обязаны обеспечить каждому ребёнку, даже не имеющему регистрации или не являющемуся гражданином России, возможность получить среднее образование. Но в Москве детей, чьи родители не имеют регистрации, не принимают в школу и дошкольные учреждения. Ещё во время первой чеченской кампании Московский комитет образования принял решение принимать детей из Чечни только на срок регистрации(45 суток), не опрашивать их на уроках, не выставлять им оценки, не выдавать документы об окончании школы. Допускалось только присутствие детей на уроках. В тех случаях, когда удаётся добиться приёма ребёнка чеченской национальности в школу, он нередко подвергается оскорблениям и дискриминации со стороны как учащихся, так и учителей и дирекции школы.

Пенсионное обеспечение. Гражданин, не имеющий регистрации, как правило, лишён возможности получать пенсию. В результате многие беженцы и вынужденные переселенцы, особенно из Чечни, не имеющие возможности зарегистрироваться по месту жительства, годами не могут получить государственную пенсию. Жители Чечни, выехавшие из неё после возобновления военных действий в 1999 г., могут встать на пенсионный учёт за пределами республики только при наличии регистрации и пенсионного дела. Кроме того, многие чеченцы, проживающие за пределами Чечни, не зарегистрированы по месту жительства. Как следствие этих факторов -  большинство пенсионеров и инвалидов из Чечни, проживающих за её пределами, не получают государственную пенсию. По аналогичным причинам беженцы из Чечни лишены возможности получать и другие социальные пособия, в т.ч. пособия на детей. Так, 15 мая 2000 г. в «Гражданское содействие» обратился А. Макаев. В 1996 г. он потерял ногу, подорвавшись на мине. Его десятилетний старший сын получил ранение осколком в шею. Жильё в Чечне разрушено. А. Макаев, его жена и трое детей поселились в Пензенской области, в заброшенном доме, где их не регистрируют. Из-за отсутствия регистрации им не выдают паспорта. Пособия на детей не получает, пенсия оформлена в минимальном размере.

Право на создание семьи. Нормативные документы, регулирующие вопросы регистрации браков, не содержат требования о наличии у граждан, вступающих в брак, регистрации по месту пребывания. Однако сотрудники районных ЗАГСов не принимают заявления о регистрации брака без справки о регистрации в органах внутренних дел.

Право на выезд за пределы страны. С осени 1999 г. была прекращена выдача заграничных и внутренних паспортов гражданам, прибывшим из Чечни. К сожалению, выезд граждан чеченской национальности за рубеж затруднён и в связи с позицией ряда представительств стран Запада. С началом второй чеченской войны почти все западные консульства перестали давать въездные визы выходцам из Чечни. В посольствах США, Канады, Мексики и стран Шенгенского соглашения лицам, родившимся в Чечне, как правило, не дают визы даже для поездок в составе туристических групп.

Имущественные права. В результате чеченских войн многие жители Чечни потеряли своё жильё и имущество. В мае 1995 г. российские власти приняли первое положение о компенсации за утраченное жильё и имущество, за ним последовал ряд документов. Однако выплаты по ним получило лишь небольшое число пострадавших. Нормативных документов о возмещении ущерба, понесённого жителями Чечни во время военных действий, начавшихся осенью 1999 г., не принято до сих пор, а заявления со стороны официальных лиц о скором принятии подобного акта при проверке оказалось ложным.

Вторым вопросом, касающимся прав собственности, был поставлен вопрос об ответственности Сберегательного банка РФ за вклады, внесённые в его отделения на территории Чечни. Поскольку Сбербанк представляет собой единую по РФ государственную структуру, прекращение функционирования его отделений не может снять с него ответственности по возмещению вкладов. Но уже с 1995 г. правительство России прекратило выплаты по вкладам жителей Чечни. При этом неоднократно сообщалось, что в случае, если в ближайшее время банковская система в Чечне не будет восстановлена, обязательства по выплатам возьмёт на себя Центробанк РФ. Однако эти обязательства не выполнены по сей день. Более того, для получения денежных вкладов за пределами республики беженцам из Чечни опять-таки требуется предъявить документы о регистрации по новому месту жительства или пребывания. Таким образом, вопрос о восстановлении имущественных прав граждан, выходцев из Чеченской Республики, практически не решается. Нарушения имущественных прав происходит не только в Чечне. Предприниматели чеченской национальности нередко подвергаются давлению как со стороны правоохранительных органов, так и региональных властей. В большинстве случаев эти действия ограничиваются денежными поборами. Примером может служить ситуация в Курганской области. На январской коллегии управления Федеральной службы налоговой полиции прозвучала такая информация: «В ходе проведения антитеррористических операций установлено более 100 лиц чеченской национальности, зарегистрированных на территории Курганской области в качестве предпринимателей. Совместно с сотрудниками УФСБ и УВД осуществлён комплекс мероприятий по проверке их банковских счетов, хозяйственных мероприятий».

Таким образом, следует признать, что в современной России чеченцы представляют собой меньшинство, наиболее страдающее от проявлений ксенофобии, которая проявилась в постоянной практике в деятельности правоохранительных органов и значительной части чиновников других ведомств.

В целом за три года между войнами ксенофобские фантомы обрели плоть и привели к пролитию крови. Здесь нет и не может быть одностороннего суждения: бродивший по России призрак «чеченского терроризма» был материализован, и российское общество не особенно старалось помешать этому действу.

С другой стороны, и в Чечне в последнее время широко распространены ксенофобские направления.

Общественная и политическая жизнь в России и в Чечне в 1996–1999 гг. шла, в общем, в одном направлении – ко второй войне: общественность не смогла, да и не пыталась предотвратить сползание к конфликту, политикам он под конец стал просто необходим. Федеральной власти требовалось обеспечить преемственность президентства, и ничего лучше «маленькой победоносной войны» для этого не нашли. Печальная, но неизбежная реальность: перебирая различные варианты в поисках объяснения причин и целей этой второй войны, длившейся безо всякого видимого смысла несколько лет, население Чечни не может не обращаться к ксенофобским комплексам представлений. Во-первых, отчётливо проявляется негативное отношение к «русским», не проводя различий между сотрудниками федеральных силовых структур и населением метрополии в целом. Но как разглядеть это различие? Антивоенное движение в России практически отсутствует. На экранах телевизоров идёт великодержавная пропаганда. Если осенью 1999 г. население Чечни, уставшее от безвластия и бессилия Масхадова, неспособного обуздать криминал и экстремистов, надеялось, что с приходом «федералов» становится хоть какой-то порядок, то два года «зачисток» рассеяли эти иллюзии.

Во-вторых, усилились противоречия между исповедующими традиционный и «вакхабистский» ислам жителями Чечни. Впрочем, поскольку именно похищения людей «вакхабитами» и вторжение их отрядов в Дагестан послужили причиной для ввода федеральных войск, «вакхабиов» - Басаева, Бараева и т.п. – нередко называют «агентами федералов». Это глухое противостояние в населённых пунктах Чечни иногда даже приводит к вооружённым столкновениям между «масхадовцами» и «вакхабитами», выводя ксенофобский комплекс «вовне». С другой стороны, пока продолжавшийся вооружённый конфликт удерживал вместе разные силы, противостоящие федеральной группировке, эти противоречия оставались на втором плане. В-третьих, как и ранее, имеет место и иной вид ксенофобии, связывающий всех оппонентов с «мировым еврейским заговором». Этот, по сути дела, «антизападный» комплекс куда более живуч и укоренён, чем кажется на первый взгляд, - и не только в Чечне, но и в России. Последнее десятилетие обернулось катастрофой для жителей Чечни не только на уровне бытия, но и в общественном сознании. Чеченский народ перенёс это испытание куда достойнее, чем можно было бы ожидать, зная о положении в других зонах этносоциальных вооружённых конфликтов, - что бы ни говорила официальная российская пропаганда. Однако ксенофобские комплексы в Чечне, как и следовало ожидать, получили широкое и разнообразное развитие.


К списку работ