ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления

 

Виктор, Денис Рогаткин. Дежурство: право или обязанность?

 

Виктор: Надеюсь получить консультацию по такому вопросу: законно ли привлечение учащихся к дежурству по школе? Аналогично и с летней практикой. Этот вопрос собираюсь осветить в школьной газете, издательством которой я и занимаюсь. Наш тираж - более 100 экземпляров. Буду очень признателен, если ответите.

 

Денис Рогаткин: Виктор, формальный ответ на этот вопрос – таков:

Закон «Об образовании» говорит:

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.» (статья 50, пункт 14).

А также:

«Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.»  (статья 50, пункт 16).

Это означает, что летняя практика может быть для вас обязательной только в том случае, если она включена в образовательную программу по какому-либо предмету. Просите показать вам образовательную программу, где написано: летняя практика, столько-то часов. Если этого нет – свободны.

Вопрос о дежурстве несколько сложнее. Дело в том, что тот же самый закон «Об образовании» говорит, что обязанности учащихся устанавливает устав школы. И учащиеся обязаны устав выполнять. А за грубое и неоднократное нарушение устава ученик может быть исключён из школы, начиная с возраста 14 лет. Поэтому нужно посмотреть в устав школы (а он должен быть вывешен в школе на видном месте – сделать это обязывает администрацию школы закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), и если там есть обязанность учащихся дежурить, то придётся дежурить. Или найти себе другую школу, где у учеников такой обязанности нет.

Но это – формальный ответ.

А ответ по существу заключается в том, что подобные вопросы, как правило, возникают в тех школах, где решения принимают авторитарно, без участия самоуправления.

Цепочка такова: в школе есть проблема уборки классов (или охраны вещей в гардеробе, или еще там чего-то… я не знаю, какое именно дежурство имеет в виду Виктор). Вместо того, чтобы эту проблему обсудить вместе, администрация принимает решение сама: так, с завтрашнего дня, с пятого по одиннадцатый класс, в красных повязках и пр. (об этом очень ярко писал Евгений Криштафович, загляните в архив нашей рассылки на сервере Субскрайб ру). У учеников это вызывает непонимание, протест, возникает институт надзирателей, осведомителей и прочие прелести советского строя.

По сути же, нет проблемы дежурств. Есть проблема уборки классов (или чего-то там еще, для разгребания чего и придумали дежурства). Вот эту-то проблему и нужно обсудить вместе – администрации и самоуправлению учеников, педагогов и родителей. И найти приемлемое решение. Вполне возможно, что дежурство окажется лучшим вариантом, чем оплата уборщицы (или кого там…) из своего кармана. А может, вылезет решение, о котором никто до этого обсуждения и не подозревал – всё может быть.

Итак, дело в том, каким путём решаются школьные проблемы.

Мне кажется, продвинутой будет такая позиция учеников: использовать свои права и не позволять делать с собой всё, что вздумается администрации школы (ставить на дежурства, выводить на площадь с красными флагами и т.п.), но одновременно предлагать администрации школы конструктивный диалог – готовность вместе искать решения школьных проблем, используя своё право на участие в управлении школой.

Проще: «То, что вы нам приказываете, мы делать не будем, потому что мы не обязаны это делать (если этой обязанности нет в уставе школы). Но мы готовы на равных обсудить волнующую вас проблему и поискать решение.»

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru