ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления

 

Витя и Ира, Денис Рогаткин. Как разрешать конфликты и заинтересовать учеников.

 

Витя и Ира: Нас зовут Витя (9 класс, 15 лет) и Ирина (10 класс, 16 лет), мы учимся в школе ?49 г. Омска. В нашей школе пробуем создать самоуправление первый год. Наш орган самоуправления называется ученическим советом.

По нашей задумке, во главе совета могут стоять 2 председателя, которые организуют  его работу. Сам совет состоит из пяти секторов: административного, правового, социологического, информационного и досугового. Также планируется создать шестой сектор, в который войдут учителя (если захотят). Вообще, совет не избирается - в него входят люди, которые хотят этим заниматься. Мы только пробуем создать самоуправление, поэтому опыт вашего союза будет для нас очень важен.

У нас возникла проблема посещаемости. Сегодня пришло на заседание только 30% активистов. Мы решили

- привлечь новых ребят;

- попробовать решить 'проблему курильщиков';

- устроить выездной тренинг;

Хотелось бы задать несколько вопросов:

1. В вашем учебнике написано, что в одной из школ была создана правозащитная приёмная, занимающаяся разбором конфликтов между учениками и учителями, но не сказано, занимается ли она рассмотрением конфликтов между учениками, и какой механизм действия этой комиссии.

2. Как заинтересовать учащихся в самоуправлении?

Мы будем рады нашему общению и любому обмену информацией. Спасибо за ваши странички учебника. До новых встреч!

 

Денис Рогаткин: Здравствуйте, Витя и Ирина!

Правозащитные приёмные при ученических советах - это эксперимент, который мы проводили в нескольких школах Петрозаводска. Механизм действия правозащитных приёмных был таким. Мы обучили активистов школ города, какие права есть у ребят в школе, провели серию ролевых игр по правам детей. После этого школьные активисты открыли правозащитные приёмные, в которые мог прийти любой ученик, если он считал, что в школе нарушены его права. В каждой школе приёмные работали по собственному расписанию - от одного до трёх раз в неделю.

Ученику, приходившему в жалобой, объясняли, как приёмная будет с ней работать. Школьника предупреждали, что, если он хочет защищать свои нарушенные права, то могут возникнуть новые трудности: занижение оценок и другие 'репрессии' со стороны недовольных учителей. Ученик мог выбрать: либо оставить всё, как есть, либо прибегнуть к помощи правозащитной приёмной для защиты своих прав. В приёмной можно было получить совет, взять направление на консультацию к профессиональному юристу, либо попросить начать работать с жалобой практически - защищать нарушенные права ученика.

Если ученик просил приёмную защитить его права, тогда ребята уточняли, что произошло - встречались с одноклассниками и самим учителем, на действия которого поступила жалоба. Далее ребята из правозащитной приёмной обращались к нормам закона и делали вывод: можно ли говорить в данной ситуации о нарушении прав человека (прав ребенка, прав обучающегося). Если основания говорить о нарушении прав были, то ребята из правозащитной приёмной встречались с учителем, на действия которого поступила жалоба, и обсуждали с ним происшедшее.

Как правило, после этого учитель извинялся перед обиженным ребенком, и дело тем самым улаживалось. Если этого не происходило, приёмная обращалась к администрации школы.

Во всех случаях вопрос решался внутри школы. Ни разу правозащитным приёмным не пришлось обращаться 'наверх'. Но это не значит, что приёмные разрешали все случаи нарушения прав ребят. Дело в том, что каждый свой следующий шаг приёмная согласовывала с 'клиентом' - ребенком, который обратился за помощью. Как правило, школьники не готовы в борьбе за свои права идти до конца. Понадобится еще много времени для того, чтобы защита своих прав воспринималась как вполне естественное явление.

Что касается конфликтов, то это - другая тема. Правозащитные приёмные создавались не для того, чтобы разрешать конфликты, а для того, чтобы защищать права учеников. На практике, в приёмные поступали и дела ученик-ученик. Но, строго говоря, когда Вася обижает Петю, здесь нет факта нарушения прав человека. Права человека может нарушить только власть. В данном случае - школа. Такова теория прав человека, и я сейчас не буду вдаваться в подробности. Думаю, это вам может объяснить ваш учитель права.

Если один ученик обижает другого ученика, то здесь можно говорить о том, что он нарушает устав школы или законы. Приёмные также встречались с такими учениками, разъясняли им это и объясняли, какие могут быть последствия, если ученик будет продолжать в том же духе. Как правило, это помогало.

В одной школе был ученик, с которым разговаривать в этом духе было бесполезно - он срывал уроки, угрожал учителям и даже протыкал шины у их автомобилей. В правозащитную приёмную поступили обращения не только от учеников, но и: от учителей. В итоге приёмная поставила вопрос об этом перед администрацией школы, которая закрывала на всё это глаза. Мальчик был отчислен из школы. Это - случай неоднозначный. Его можно оценивать по-разному с разных позиций. Но, с точки зрения норм права, которые лежали в основе работы приёмных, этот случай вполне корректен. По закону об образовании, за грубое и неоднократное нарушение норм устава школы, ученик может быть из школы отчислен, если ему уже исполнилось 14 лет. Если школа позволят ученикам нарушать устав школы сколько угодно, то школа превращается из 'храма знаний' в зону беспредела. При этом незащищенными чувствуют себя абсолютно все, включая нарушителей дисциплины. Роль правозащитных приёмных была в том, чтобы начать строить в школе отношения на основе норм права.

Теперь о конфликтах. Им был посвящен наш следующий проект - 'Школьные службы примирения'. Этот проект шёл в трёх городах России под руководством центра 'Судебно-правовая реформа' и при поддержке Фонда Сороса. Службы примирения помогают разрешать конфликты, которые возникают в школе. Если администрация школы, обычно, ищет виноватого и наказывает, то службы примирения помогают участникам конфликта урегулировать его самим. Это альтернативный способ разрешения конфликтов, в том числе и криминальных конфликтов, который называется 'восстановительное правосудие'.

Кратко расскажу в о деле, с которым работала служба примирения одной из школ. Восьмиклассница после уроков по дороге из школы избила семиклассницу. Поводом было то, что семиклассница передала другим людям, как восьмиклассница нелестно о них отзывалась. Восьмиклассница к тому времени уже стояла на учёте в милиции, часто прогуливала школу и уходила из дома. Информацию в службу примирения передала администрация школы, которая не знала, как поступить в этой ситуации. Администрации казалось, что всё бесполезно. Служба провела с девочками программу примирения. И в результате конфликт был полностью разрешен - без наказаний, позорных столбов, страхов и новых угроз. Просто людям дали возможность самим разрешить свой конфликт. Для того, чтобы это получилось, мы готовили ребят к работе в службе примирения три месяца. Это - тоже большой эксперимент. Впервые технологию восстановительного правосудия осваивали дети, и впервые внутри школ появились детские службы, работающие на основе этой технологии.

О том, как заинтересовать учащихся, я, кажется, уже писал. Создавайте команду ребят, которым ваша работа интересна. Делайте жизнь этой команды необычной. Делайте своей командой такие дела, которые вызовут уважение со стороны других учеников. Вот и всё. Заинтересовать 'большинство школьников' обещаниями или другими фокусами - я думаю, это просто нереально. Люди должны иметь возможность выбрать. И было бы хорошо, чтобы вы понимали, что они имеют полное право выбрать не ученическое самоуправление, а то, что им более близко.

 

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru