ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления

 

Владимир Каплун, Елена Финагина, Денис Рогаткин. Мягкость или жесткость?

 

Владимир Каплун, Харьковская правозащитная группа: Уважаемый Автор Учебника!

А не кажется ли Вам, что такие названия параграфов, как: "Берем власть!" - может отпугнуть и без того слишком запуганных словом "самоуправление" учителей и администрацию. Ведь содержание этих параграфов совсем не страшное. Но в словах "Берем власть!" так и слышится "Вся власть (ученическим) Советам!", и при этом возникает образ революционного матроса. Стоит ли зря эпатировать публику?

 

Денис Рогаткин: Знаете, Владимир и коллеги, я даже и не знаю, что тут ответить:

Стоит эпатировать, не стоит:

Прекрасно понимаю, что у 'типового советского педагога' учебник не может вызвать ничего, кроме обильного слюноотделения.

А для людей размышляющих, способных к самокопанию, по-моему, важно зафиксировать конфликт ценностей старой и новой школы. Я старался им в этом помочь.

Тексты, конечно же, вызывающие, может быть, даже экстремистские. Но это - не некая специально выбранная форма работы с публикой, а, скорее, моя личностная реакция на ту школу, в которой я учился 10 лет и которую продолжаю наблюдать до сих пор. Мне очень грустно, что ребята из моей организации вынуждены ходить в эти стены. Бессилие в продалбливании стены собственной башкой переходит: ну, например, в эти тексты.

 

Елена Финагина, Калининградская молодёжная организация ЦУНАМИ: Здравствуйте, Денис. Хочу сказать о поддержке с моей стороны ваших форм и методов, они даже где-то мягковаты. У меня абсолютно такая же ситуация, как вы описали. Я тоже 10 лет ходила в школу-совдеп, никогда не отличалась особой покладистостью, однако получила свое золото, никогда не относилась к учителям как к тем, у кого больше прав, а собственно с чего? И вот сейчас, учась на 4-м курсе в ВУЗе, наблюдаю и свою школу, в которой учеников просто прижимают к стенке, любыми способами указывают на более низкое положение ученика, многие учителя вообще не приемлют какого-либо равноправия, просто крайняя степень отупения...

Но кроме своей бывшей школы я наблюдаю еще и ВУЗ, в котором о самоуправлении никто не заикается, это просто никому не надо, и все потому, что приучены к пассивности со школы. А после ВУЗа - куда, спрашивается, во взрослые люди по типу сталинских времен, и ступор во всей стране на долгие времена.

Я считаю, что по таким "учителям" нужно проходиться как можно жестче, поднимать эту проблему, хотя бы до уровня родителей, которые зачастую имеют ошибочное представление о поведении своего ребенка в школе (все ведь со слов учителей, причем как обычно на родительском собрании, на котором обычно ребенка нет, и сказать он ничего не может, а уже дома у родителей мнение сформировано).

У себя таких элементов мы сначала поднимаем до уровня директора, а не поможет - будем обращаться в органы самоуправления, обращения в прокуратуру, отделы по образованию, как вы и пишите в учебнике.

Наш вариант - веселая жизнь, если по-хорошему не понимают.

 

Владимир Каплун: Здравствуйте, Денис!

Знакомясь с материалом о школьном самоуправлении, я обычно пытаюсь представить его эффективность и реакцию на него людей, связанных со школой, - в первую очередь, конечно, ЖИВЫХ людей или хотя бы ЖИВОЙ части, которая в какой-то степени имеется в каждом человеке. В этом смысле Ваша книга - это просто что-то уникальное. Все, что мне встречалось раньше, кажется мертвым по сравнению с ней. Поэтому у меня с Вашей книгой связано ощущение большой радости и надежды.

Сам я никогда не работал в школе и не работал с детьми (только один раз в течение 2-х лет вел что-то вроде математического кружка для 6 и 7 класса). Хотя школа находится сейчас в центре моего внимания, я знаю о ней, можно сказать, больше понаслышке - причем именно со слов учителей. По моим представлениям, УС - это нечто, во-первых, совершенно необходимое, а во-вторых, - невозможное (во втором я не так уверен, как в первом). Я просто не могу представить, как это можно осуществить, не знаю ни одного реального примера. (Может быть, те, кто действительно смогли что-то сделать, просто не умеют об этом написать?)

Моя реплика, конечно, не критика. Эта как если старый толстый тренер (который сам никогда не дрался) в перерыве между раундами обмахивает полотенцем тяжело дышащего боксера и советует ему "атаковать, не раскрываясь". Учитесь у профессора Дороги (теперь я понял, что Вы и профессор Дорога - это все-таки разные люди).

К Вашим словам о конфликте ценностей старой и новой школы хочу добавить, что речь идет, по-моему, о глобальном (выходящем за рамки постсоветских проблем) противостоянии "вечно старой" и "вечно новой" школы, так что сама задача - огромна, и малейшее продвижение уже является большой победой. (Кроме того, ведь победой является каждое хорошее дело - независимо от видимого результата.)

Я считаю, что вы там, в Петрозаводске, проделали колоссальную работу и добились замечательного успеха. Само появление такой книги уже свидетельствует, что "лед тронулся". Книга задает прекрасный УРОВЕНЬ и СТИЛЬ обсуждения, так что можно надеяться на его плодотворное развитие.

В прошлом году мы печатали украинский перевод польского пособия по ученическому самоуправлению, разработанного группой тренеров под руководством Кшиштофа Становского. По форме и содержанию это больше похоже на обычное пособие. Я спрашивал у Кшиштофа, известны ли ему примеры действующего УС. Он написал, что известны в Польше и Прибалтике, а что в Украине - пока "только попытки". Он также сообщил адреса двух организаций - во Львове и в Крыму, которые под руководством поляков (Foundation for Education for Democrace, http://fed.ids.pl ) осуществляют проект по внедрению УС, но мне пока не удалось с ними связаться. Как только узнаю что-нибудь новое, сразу Вам сообщу.

Мы уже перепечатали в бюллетене предисловие и два первых параграфа. В каждой публикации мы указываем все ваши координаты. Собираюсь в ближайшее время напечатать из приложения Вашу статью о службах примирения.

 

Денис Рогаткин: Спасибо, Елена и Владимир, по-моему, вы славно поговорили друг с другом и с нами. Даю адрес, где Владимир размещает свой бюллетень 'Громадяньска Освита', то бишь 'Гражданское образование':

http://www.khpg.org/index.php?au=0116030000

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru