ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Статьи о школьном ученическом самоуправлении

Д.В.Рогаткин. Опыт работы Юниорского союза 'Дорога' по теме школьного ученического самоуправления.

 

Юниорский союз 'Дорога' ведет работу по поддержке школьного ученического самоуправления с 1999 года. Приступая к этой работе, мы исходили из того, что ученическое самоуправление может являться хорошей площадкой для воспитания активной гражданской позиции и обучения лидерству. Решение этих задач являлось для нашей организации приоритетным.

Изучив доступную литературу по теме самоуправления, мы поняли, что перед нами стоят серьезные концептуальные проблемы.

Мы увидели множество трактовок понятия 'ученическое самоуправление' - от банального самообслуживания до самоорганизации ученического коллектива. Эти подходы показались нам весьма далекими от проблем и вызовов, стоящих перед современной школой.

Не менее сложной представлялась и ситуация в области методики ученического самоуправления. Авторы либо обосновывали необходимость неподъемных структур самоуправления с множеством комиссий, советов и комитетов, либо, наоборот, делали ставку на временно создаваемые 'советы дела'. Вместо технологии организации самоуправления следовал набор пожеланий и рекомендаций.

В целом, ученическое самоуправление представлялось инструментом, который находится в руках педагогов и используется ими для решения собственных задач, таких как поддержание дисциплины, организация внешкольной работы, 'объединение ученического коллектива вокруг единой цели' и пр.

Мы выдвинули гипотезу о том, что ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать своё право на участие в управлении образовательным учреждением. Для нас суть вопроса об ученическом самоуправлении состояла в изменении конструкции взаимоотношений субъектов школьного процесса. Ученическое самоуправление рассматривалось нами как возможность преодоления ситуации, при которой в школе ничего не зависит от самих школьников. Полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику - не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге - на направление развития школы. Такое самоуправление - это способ превращения учеников из 'клиентов' образовательного процесса в его заказчиков. Включение учеников в процесс управления школой также открывает возможность для активизации собственной деятельности ребят по решению школьных проблем. Школа становится объектом инновационной активности учеников, а ученики, в свою очередь, участниками процесса модернизации образования.

Таким образом, мы рассматривали проблему ученического самоуправления в контексте задач реформирования школы. Ученики, в рамках самоуправления, включаются в деятельность по модернизации школы, способствуя становлению системы государственно-общественного управления, продвижению культуры прав человека, освоению инновационных способов решения школьных проблем.

Мы исходили из того, что, для становления ученического самоуправления как самостоятельного общественного института, необходимо создать, как минимум, следующие базовые условия:

  •   наделение ученического самоуправления правами по участию в управлении школой - реальными полномочиями, которые дают возможность серьезно влиять на школьную политику;

  •   разработка технологии ученического самоуправления, дающей возможность ученикам и их педагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления в условиях каждой конкретной школы;

  •   передача ученическому самоуправлению эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы. Преимущественно, это технологии, накопленные в 'третьем секторе', используемые в работе общественных организаций;

  •   создание системы поддержки развития ученического самоуправления, в том числе на уровне образовательной политики, в области простраивания взаимодействия ученического самоуправления со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторских способностей школьных активистов.

 

Наша работа по развитию ученического самоуправления прошла несколько этапов.

 

1 этап. 1999/2000 учебный год. Подготовительный этап.

На этом этапе мы работали над созданием системы поддержки развития ученического самоуправления в школах города Петрозаводска. Серия сборов и лагерей школьных активистов позволила объединить лидеров-старшеклассников и создать команду, заинтересованную в продвижении самоуправления в школах. При Администрации города был создан Городской школьный совет, в который ученики каждой школы могли выбрать по одному депутату. Городской школьный совет привлёк внимание руководителей города к теме самоуправления и разработал проект развития ученического самоуправления в Петрозаводске и нормативную базу - Положение об ученическом совете, в котором были определены полномочия, необходимые органам ученического самоуправления школы.

 

2 этап. 2000/2001 учебный год. Апробирование моделей ученического самоуправления.

Основным содержанием работы на этом этапе была поддержка создания органов ученического самоуправления в школах, анализ их опыта, выявление закономерностей становления ученического самоуправления.

Школам города было направлено разработанное нами Типовое положение об ученическом совете. Утвержденное в ряде школ в качестве локального акта, оно создало необходимое правовое поле для деятельности школьных активистов.

С начала учебного года мы начали проведение программы 'Лидеры будущего' для активистов школ города, в рамках которой школьные команды проходили обучение по теме самоуправления. Анализировался опыт, ставились проблемы и выявлялись успешные модели. Программа охватила около 50% школ Петрозаводска.

Работа с активистами, начатая в первой учебной четверти, привела к созданию активно действующих органов ученического самоуправления в 25% школ города. Это были школьные правительства, советы, парламенты, советы старшеклассников. Что особенно важно, в большинстве случаев органы ученического самоуправления были созданы ребятами самостоятельно, без участия руководителя-педагога. Этот опыт убедил нас в том, что основная проблема развития ученического самоуправления - не низкая активность ребят, на которую часто сетуют педагоги, а, напротив, неготовность администраций школ выстраивать новую систему взаимоотношений с детским активом.

Наряду с отработкой технологии организации ученического самоуправления в целом, приоритетным направлением работы на этом этапе для нас являлось апробирование технологии правозащитной деятельности ученического самоуправления.

В рамках ежемесячных 'Правозащитных сессий', активисты школ города прошли обучение по тематике прав человека и прав ребенка, отработали механизмы правозащитной деятельности через серию ролевых игр. После этого школьные активисты открыли правозащитные приёмные, в которые мог обратиться любой ученик, если он считал, что в школе нарушены его права.

Ученику, приходившему с жалобой, объясняли, как приёмная будет с ней работать. Школьника предупреждали, что, если он хочет защищать свои нарушенные права, то могут возникнуть новые трудности, такие, как занижение оценок. Ученик мог выбрать: либо оставить всё, как есть, либо прибегнуть к помощи правозащитной приёмной для защиты своих прав. В приёмной можно было получить совет, взять направление на консультацию к профессиональному юристу, либо попросить школьных правозащитников начать работать с жалобой практически - защищать нарушенные права ученика.

Если ученик просил приёмную защитить его права, тогда ребята уточняли, что произошло - встречались с одноклассниками и самим учителем, на действия которого поступила жалоба. Далее ребята из правозащитной приёмной обращались к нормам закона и делали вывод: можно ли говорить в данной ситуации о нарушении прав человека (прав ребенка, прав обучающегося). Если основания говорить о нарушении прав были, то ребята из правозащитной приёмной встречались с учителем, на действия которого поступила жалоба, и обсуждали с ним происшедшее.

Как правило, после этого учитель извинялся перед обиженным ребенком, и дело тем самым улаживалось. Если этого не происходило, приёмная обращалась за помощью к администрации школы.

Во всех случаях вопрос решался внутри школы. Ни разу правозащитным приёмным не пришлось обращаться 'наверх' - специально созданная в Городском школьном совете правозащитная комиссия была готова оказать поддержку правозащитным приемным ученических советов школ в трудных ситуациях, но этого не потребовалось. Правозащитная комиссия ГШС направляла свои усилия на обучение школьных правозащитников, совершенствование технологии их работы.

Благодаря поддержке правозащитного проекта Благотворительным фондом 'Точка опоры', нам удалось привлечь к обучению активистов правам человека профессиональных юристов, издавать детскую правозащитную газету 'Школа - территория закона'. Был накоплен интересный опыт объединения усилий общественных организаций и института ученического самоуправления для инициирования позитивных изменений в школьной жизни, привлечения внимания общественности к школьным проблемам.

К окончанию второго этапа работы, мы отработали технологию организации ученического самоуправления в целом, а также технологию правозащитной деятельности ученического самоуправления.

 

3 этап. 2001/2002 учебный год. Апробирование технологии работы самоуправления с конфликтами и правонарушениями.

Следующий этап работы был связан с сотрудничеством с Межрегиональным общественным центром 'Судебно-правовая реформа', пригласившим нас участвовать в пилотном проекте создания в школах детских служб примирения (при поддержке Фонда Сороса).

Проектом предусматривалось экспериментальное создание детских служб, работающих с конфликтными и криминальными ситуациями в школе на основе социальной технологии восстановительного правосудия.

Движение за восстановительное правосудие зародилось в конце 70-х годов ХХ столетия. География движения охватывает практически всю Европу, Северную Америку, Новую Зеландию, Австралию, Южную Африку. С 1998 года программы восстановительного правосудия пришли в Россию.

В рамках восстановительного правосудия стало возможным решение острых проблем, являвшихся неразрешимыми в рамках традиционной модели уголовной юстиции. В отличие от уголовного правосудия, программы восстановительного правосудия не нацелены на выяснение вопросов виновности и наказания. Подобные программы фокусируются на обсуждении проблем: к каким последствиям привела криминальная ситуация? как разрешить ситуацию? как сделать так, чтобы подобное больше не повторилось? Во главу угла ставится примирение сторон и возмещение ущерба. Восстановительная технология основана на посредничестве: специально подготовленный ведущий программы помогает сторонам конфликта наладить диалог и самим найти решение проблемы. Технология восстановительного правосудия позволяет восстанавливать связи с обществом людей, оказавшихся дезадаптированными в связи с криминальной ситуацией, и является, таким образом, эффективным инструментом социальной реабилитации. Развитие принципов восстановительного правосудия поддержано в официальных документах Организации Объединенных Наций и Совета Европы.

В ходе проекта, впервые в нашей стране, службы, использующие в своей работе восстановительное правосудие, были созданы внутри школ. Также впервые методы восстановительного правосудия осваивали дети. В Петрозаводске создание службы примирения прошло экспериментальную отработку на базе школы ? 29. Служба примирения успешно провела ряд программ по случаям криминальных ситуаций внутри школы. Школа ? 29 стала первой школой в России, в которой программа восстановительного правосудия была проведена самими школьниками.

Программы восстановительного правосудия в школе работают с широким спектром внутришкольных ситуаций конфликтного и криминального характера: ссоры, оскорбления, драки, травля (проблема изгоев), вымогательство, кражи и т.д. Информация о таких случаях поступает в службу примирения как от администрации школы, так и от самих учеников - участников конфликтов. Участие в программах является добровольным, и поэтому у каждого ученика появляется выбор: пойти по традиционному пути (совет профилактики, вызов в школу родителей, передача дела в КДН, постановка на учёт в милицию и пр.), либо попытаться уладить конфликт своими силами с помощью службы примирения. Программа примирения, в случае успеха, завершается подписанием примирительного договора и его выполнением (описания нескольких программ примирения см. в приложении).

В каждом из городов, где проводился эксперимент, была своя специфика. Для Новгорода школьные службы примирения представляли ценность как элемент системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, для Москвы - как часть воспитательной системы школы. Мы же рассматривали службы примирения в контексте ученического самоуправления.

Результатами работы на этом этапе стали отработка технологии работы ученического самоуправления с школьными конфликтами и развитие наших представлений о самоуправлении в целом. Стала более четко понятна роль освоения самоуправлением новых социальных технологий, дающих возможность управлять процессами в школьном сообществе. Мы сформулировали концепцию органов самоуправления с исполнительными функциями, управляющих процессами в школьной среде за счет владения социальными технологиями.

По итогам проекта, нами была разработана образовательная программа 'Дорога толерантности', на основе которой сейчас работают педагоги дополнительного образования Детско-юношеского центра города Петрозаводска.

 

4 этап. 2002-2003 гг. Методическое обобщение накопленного опыта и распространение наработок.

Для обобщения накопленного опыта в области ученического самоуправления мы приступили к реализации проекта 'Учебник школьного ученического самоуправления'.

Суть проекта состояла не только в создании методического ресурса, но и в организации программы дистанционного обучения по теме ученического самоуправления, привлечении широкого круга заинтересованных лиц к обсуждению проблем развития самоуправления.

Нами была открыта электронная рассылка 'Школьное ученическое самоуправление' на сервере Subscribe.ru , подписаться на материалы которой мог любой желающий. Число подписчиков рассылки превысило 200 человек: это педагоги, лидеры НКО, управленцы, школьники, родители, журналисты. Географически представлено всё постсоветское пространство - наши читатели живут в различных регионах России, в странах СНГ и Балтии.

Главы Учебника школьного ученического самоуправления публиковались нами в рассылке по мере их написания и проходили стадию обсуждения с первыми читателями.

Из описания рассылки 'Школьное ученическое самоуправление':

 

'Тонны чернил исписаны на тему демократизации школы, но до сих пор так и не написано ни одного толкового пособия, помогающего наладить в школе работу ученического самоуправления. Детская общественная организация Юниорский союз 'Дорога' решила заполнить этот пробел - написать учебник школьного ученического самоуправления. Основой для такой работы стал опыт, накопленный юниорским союзом в работе с активистами школ Петрозаводска. Создание учебника будет происходить, как минимум, до конца учебного года, при этом процесс написания материалов пособия будет идти через сеть интернет. Для этого открыта рассылка "Школьное ученическое самоуправление", подписаться на которую можно через сайт Юниорского союза "Дорога" (http://sos.karelia.ru/doroga/).

Школьники, учителя и их родители, подписавшиеся на рассылку, будут получать главы первого в нашей стране учебника по школьному ученическому самоуправлению, который будет создаваться с участием пользователей сети Интернет.

Вы узнаете, каким образом ученики могут участвовать в управлении школой: как создать совет ученического самоуправления - школьное правительство, школьный парламент, ученический совет - и наладить его работу. Для чего необходимо развивать самоуправление в школе? Как сами ученики могут изменить школьную жизнь? Как превратить школу из 'зоны произвола' в 'территорию закона'? Какие права и полномочия необходимы ученическому самоуправлению? В этих и многих других вопросах мы будем разбираться вместе с вами. Разговор с читателями на страницах учебника будут вести профессор Ю.С.Дорога и его юные друзья Федя Пессимистов и Вася Активистов. Вы также сможете стать их собеседниками, отвечая на вопросы, выполняя 'домашние задания' в конце параграфа, критикуя или делясь собственным опытом. Возможно, именно этот учебник поможет создать сильное ученическое самоуправление и в вашей школе.'

 

Учебник был написан к концу 2002 года. Он получил высокую оценку специалистов, работающих в различных регионах России и СНГ (отзывы и материалы обсуждения см. в приложении). Так, в Калининграде молодёжная организация ЦУНАМИ использует учебник для проведения занятий по самоуправлению с активистами школ города. Харьковская правозащитная группа публикует учебник в своём периодическом издании 'Гражданское образование' (тираж 800 экземпляров).

Благодаря поддержке Фонда 'Точка опоры', издана печатная версия учебника тиражом 1000 экземпляров. В настоящее время мы бесплатно распространяем учебник по поступившим заявкам читателей рассылки, по школам и общественным организациям.

В учебнике в доступной форме изложена наша концепция ученического самоуправления. Раскрыты такие вопросы, как: цели ученического самоуправления, нормативно-правовые основы ученического самоуправления, полномочия ученического самоуправления, модели ученического самоуправления и их проектирование, создание ученического самоуправления в школе. В разделе приложений содержатся нормативные документы, необходимые лидерам самоуправления.

 В настоящее время мы продолжаем работу по методическому обобщению и распространению накопленного опыта.

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003-2006

doroga@karelia.ru