ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Книги о школьном ученическом самоуправлении

 

Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003.

Рисунки Маши Начиновой.

В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе.

Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям - широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни.

ГЛАВА 1. ЦЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Параграф 2. Изменяем школу?

 

Прошлую встречу Вася Активистов, Федя Пессимистов и профессор Ю.С.Дорога завершили выводом: ученическое самоуправление будет работать в школе только в том случае, если ученики захотят этим заниматься, а администрация школы будет готова их поддержать. И именно от школьников и педагогов зависит, за какие дела ученическое самоуправление возьмётся.

Сегодня наши собеседники обсуждают в штабе Юниорского союза 'Дорога' очень серьезный вопрос: какую роль может выполнять ученическое самоуправление в жизни школы.

 

Профессор Дорога: Коллеги, сегодня я предлагаю вам начать более глубоко разбираться в том, почему необходимо развивать ученическое самоуправление. Неужели без него никак не обойтись? К примеру, твоя школа, Федя. Хоть она и не может похвастаться успехами в самоуправлении, но детей-то она, я надеюсь, учит?

Федя Пессимистов: Еще как: Вчера весь вечер в публичной библиотеке проторчал, читал в разных энциклопедиях статьи про микробов. А куда деться - коллоквиум по биологии! Даже во дворе не поиграл. А вы говорите - самоуправление! Когда ж этим заниматься?

Вася Активистов: Во-во. Моя тётя как раз работает в этой библиотеке. Так она говорит, что школьников теперь приходит туда даже больше, чем студентов. И как же, уважаемый профессор, убедить учителей, что детям нужно не только готовиться к урокам, но и иметь время на личные дела? Ведь хочется и в секции позаниматься, и с друзьями встретиться, и на школьном совете побывать:

Профессор Дорога: А вы знаете, как в подобной ситуации поступили школьники соседней Эстонии? Они стали поднимать эту проблему через органы ученического самоуправления. У них самоуправление в школах развивается уже восемь лет. За это время школьные советы по всей стране объединились и создали два больших союза ученических самоуправлений. Так вот. Представители этих союзов поставили вопрос о перегрузке школьников перед эстонским Министерством образования, разговаривали об этом с мэрами городов и лидерами партий.

Федя Пессимистов: И их слушали? Не может быть! У нас бы только поулыбались и: в общем, вежливо выставили бы.

Профессор Дорога: Почему-то, Федя, эстонские ребята не побоялись, что от них отмахнутся. В итоге министр социальных дел издал постановление о запрете перегрузок. Теперь на праздничные и выходные дни домашние задания в Эстонии вообще не задают. Определено, сколько времени ученик какого класса может тратить на подготовку уроков. Более того, для каждой возрастной ступени установлено: сколько должен весить портфель! Теперь, если учитель спрашивает эстонского школьника, почему он не принёс учебник, ученик может ответить примерно так: 'Извините, господин учитель, но если бы я взял учебник по Вашему предмету, то вес моего портфеля превысил бы шесть килограмм. А мне в моём возрасте можно только пять.'

Федя Пессимистов: Да-а, а я как-то сказал училке, что учебник в портфель не влез. Потом не знал, какой кислотой вывести то, что она в дневнике написала. Из всех пробирок в кабинете химии дневник поливал - бесполезно!

Вася Активистов: Так, делаю вывод. Нам легче поливать дневник кислотой, чем решать спорные вопросы через самоуправление!

Федя Пессимистов: Можно сказать и наоборот: если в школе есть самоуправление, то дневники кислотой поливать не требуется!

Профессор Дорога: Федя, растёшь на глазах! Ты только что указал на очень важную мысль. Сейчас я её сформулирую. Роль ученического самоуправления заключается в том, чтобы изменить школу.

Федя Пессимистов:  Чего-о-о???

Вася Активистов: Я, Федя, понял тебя так. В твой портфель не влезали учебники. Если бы в школе работало самоуправление, то ты смог бы поставить эту проблему перед администрацией, как это сделали ребята из Эстонии. И вы вместе с педагогами искали бы решение. Я думаю, вы бы его нашли. Например, вместо шести уроков по разным предметам можно было бы поставить три 'пары' в день. И тогда вместо шести учебников нужно было бы носить всего лишь три. Не было бы конфликта с учительницей и не пришлось бы поливать дневник кислотой.

Федя Пессимистов: И что из этого?

Профессор Дорога: А то, коллега, что школа в результате стала бы уже немного другой. Более удобной для учеников и учителей. Ведь учителям тоже не очень-то приятно ругаться и писать замечания.

Вася Активистов: Ну, это зависит от того, какой учитель. Кстати говоря, в нашей школе год назад ученический совет открыл правозащитную приёмную. Если учителя нарушали права учеников, то школьники могли прийти туда и попросить о помощи.

Федя Пессимистов: Это что за права такие они нарушали?

Вася Активистов: Например, однажды на уроке учитель ударил ученика линейкой. Тем самым он нарушил сразу несколько законов и прав ребёнка.

Федя Пессимистов: И что, в вашей правозащитной приёмной у детей стресс снимали, что ли? Наверное, гипнозом?

Вася Активистов: Пять баллов за шутку! Но, вообще-то, ребята в приёмной выясняли, как всё было на самом деле, смотрели в законы и говорили учителю, что он нарушил такие-то права ребенка. Как правило, учителя всё понимали и извинялись перед ребятами, которых они обидели. А если не понимали, то правозащитная приёмная обращалась к администрации школы.

Федя Пессимистов: Да, лихие у вас ребята. Они не боялись, что тот учитель, против которого они выступили, потом 'срежет' их на экзамене?

Вася Активистов: Как гласит русская пословица, учителей бояться - в школу не ходить!

Профессор Дорога: А если без шуток, то ты, Федя, опять попал в точку. В той же Эстонии был такой случай, когда президент одного из школьных парламентов, ученица выпускного класса, подала на школу в суд. На экзамене ей поставили более низкие оценки, чем те, на которые она рассчитывала. По мнению этой девушки, школа таким образом 'отомстила' за её активную деятельность в школьном самоуправлении.

Вася Активистов: У петрозаводских активистов так далеко отношения с педагогами не заходили, но 'добрые советы' от некоторых учителей они получали. Мол, если ты будешь продолжать так же активно работать в школьном парламенте, то это скажется на твоей успеваемости.

Федя Пессимистов: По-моему, это очень похоже на шантаж.

Профессор Дорога: И что же, ты, Василий, об этом думаешь? Почему не всех учителей радует активность ребят в школьной жизни?

Вася Активистов: Вот уж не знаю: Но версия у меня есть! По-моему, новое всегда встречает сопротивление. А в школе - тем более! Некоторые учителя считают, что они во всём правы, потому что они - взрослые, а мы - дети. И думают, что если ученики с ними спорят, то страдает их авторитет.

Федя Пессимистов: Они боятся, что мы совсем 'разболтаемся', и им с нами будет не справиться.

Профессор Дорога: Так или иначе, для многих учителей непривычно, что ученики могут иметь в школьной жизни свой голос. Когда они сами были детьми, никаких прав в школе у них не было: как учитель скажет - так и надо поступать. Как говорится, тогда было другое время. А работать по-новому в наше время учителей никто не учил. Учителя не сразу привыкнут к тому, что теперь они управляют школой не одни, а вместе с учениками. И нужно, чтобы они увидели, что школьное самоуправление работает не против них, а в общих интересах детей и педагогов. Скажи-ка нам, Вася, не получалось ли так, что ваша правозащитная приёмная как раз работала против учителей?

Вася Активистов: Некоторые учителя так считали. А потом одна из учительниц пришла в правозащитную приёмную сама. Она сказала, что не может справиться с Кузей Лоботрясовым из седьмого 'г'. Вроде бы, случай для правозащитников не совсем подходящий. Но ребята из правозащитной приёмной всё же нашли Кузю и объяснили ему, что он нарушает законы и устав школы. И сказали, что будут проверять, как этот Кузьма себя ведёт. Кузьма успокоился, а учительница потом выступала на педсовете и очень правозащитную приёмную хвалила.

Профессор Дорога: Федя, попробуй-ка обобщить, что изменилось в Васиной школе, когда школьный совет открыл правозащитную приёмную?

Федя Пессимистов: Учителя стали думать, стоит ли им законы нарушать. И ученики тоже.

Профессор Дорога: Сказано, конечно, сильно, но по смыслу - верно. Просто раньше в школе добивались своего силой. Силой авторитета, или физической силой, или просто наглостью. Ученик провинится, учитель на него накричит, и инцидент считается исчерпанным. А если ученик окажется более наглым, то учитель и сделать-то с ним ничего не может. Но после открытия приёмной в школе начала действовать другая сила - сила закона. Если ты считаешь, что твои права нарушили, то у тебя появляется возможность их защитить. Отношения в школе постепенно становятся более уважительными, потому что школьники и учителя начинают понимать не только свои, но и чужие права.

Вася Активистов: Значит, правозащитные приёмные - это один из примеров того, как школьное самоуправление может изменять школу к лучшему?

Профессор Дорога: Совершенно верно, коллега. Мне кажется, что у ребят чувство нового развито гораздо сильнее, чем у взрослых. Поэтому именно они могут сделать школу более современной. Судите сами. Родители приходят в школу редко, подчас только на собрания. Учителя очень заняты подготовкой к урокам, да и дома у них проблем хватает. И получается, что, кроме самих учеников, изменять жизнь в школе просто некому.

Вася Активистов:  Только учеников кто-то должен учить, как это делать. Вот, например, правозащитные приёмные в школах Петрозаводска помог создать Юниорский союз 'Дорога'.

Профессор Дорога: На самом деле, сейчас существует очень много организаций, в которые школьники могут обратиться за советом и помощью. В конечном счёте, всё зависит от желания ребят. Вот ты, Федя, что решил: будешь ли ты изменять жизнь в своей школе или всё-таки не будешь, потому что есть шанс себе неприятности нажить?

Федя Пессимистов:  И хочется, и колется:

Вася Активистов:  Думай, Федя, думай!

 

Домашнее задание:

1.       Подумай, какие проблемы твоей школы можно было бы решить с помощью ученического самоуправления. Предложи свой вариант решения одной из них.

2.       Представь, что ты выступаешь на педсовете и убеждаешь учителей в том, что в вашей школе необходимо наладить ученическое самоуправление. Что бы ты сказал в этом выступлении?

 

Параграф 3. Изменяемся сами - изменяем общество.

 

Оглавление

 

Скачать учебник

в Word-формате Zip 150 Kb

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru