|
Книги о школьном ученическом самоуправлении
Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003. Рисунки Маши Начиновой. В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе. Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям - широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни. ГЛАВА 1. ЦЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Параграф
2. Изменяем школу? Прошлую
встречу Вася Активистов, Федя
Пессимистов и профессор Ю.С.Дорога
завершили выводом: ученическое
самоуправление будет работать в школе
только в том случае, если ученики
захотят этим заниматься, а
администрация школы будет готова их
поддержать. И именно от школьников и
педагогов зависит, за какие дела
ученическое самоуправление возьмётся. Сегодня наши
собеседники обсуждают в штабе
Юниорского союза 'Дорога' очень
серьезный вопрос: какую роль может
выполнять ученическое самоуправление в
жизни школы. Профессор Дорога:
Коллеги, сегодня я предлагаю вам начать
более глубоко разбираться в том, почему
необходимо развивать ученическое
самоуправление. Неужели без него никак
не обойтись? К примеру, твоя школа, Федя.
Хоть она и не может похвастаться
успехами в самоуправлении, но детей-то
она, я надеюсь, учит? Федя Пессимистов:
Еще как: Вчера весь вечер в публичной
библиотеке проторчал, читал в разных
энциклопедиях статьи про микробов. А
куда деться - коллоквиум по биологии!
Даже во дворе не поиграл. А вы говорите -
самоуправление! Когда ж этим заниматься? Вася Активистов:
Во-во. Моя тётя как раз работает в этой
библиотеке. Так она говорит, что
школьников теперь приходит туда даже
больше, чем студентов. И как же,
уважаемый профессор, убедить учителей,
что детям нужно не только готовиться к
урокам, но и иметь время на личные дела?
Ведь хочется и в секции позаниматься, и с
друзьями встретиться, и на школьном
совете побывать: Профессор Дорога:
А вы знаете, как в подобной ситуации
поступили школьники соседней Эстонии?
Они стали поднимать эту проблему через
органы ученического самоуправления. У
них самоуправление в школах развивается
уже восемь лет. За это время школьные
советы по всей стране объединились и
создали два больших союза ученических
самоуправлений. Так вот. Представители
этих союзов поставили вопрос о
перегрузке школьников перед эстонским
Министерством образования,
разговаривали об этом с мэрами городов и
лидерами партий. Федя Пессимистов:
И их слушали? Не может быть! У нас бы
только поулыбались и: в общем, вежливо
выставили бы. Профессор Дорога:
Почему-то, Федя, эстонские ребята не
побоялись, что от них отмахнутся. В итоге
министр социальных дел издал
постановление о запрете перегрузок.
Теперь на праздничные и выходные дни
домашние задания в Эстонии вообще не
задают. Определено, сколько времени
ученик какого класса может тратить на
подготовку уроков. Более того, для
каждой возрастной ступени установлено:
сколько должен весить портфель! Теперь,
если учитель спрашивает эстонского
школьника, почему он не принёс учебник,
ученик может ответить примерно так: 'Извините,
господин учитель, но если бы я взял
учебник по Вашему предмету, то вес моего
портфеля превысил бы шесть килограмм. А
мне в моём возрасте можно только пять.' Федя Пессимистов:
Да-а, а я как-то сказал училке, что
учебник в портфель не влез. Потом не знал,
какой кислотой вывести то, что она в
дневнике написала. Из всех пробирок в
кабинете химии дневник поливал -
бесполезно! Вася Активистов:
Так, делаю вывод. Нам легче поливать
дневник кислотой, чем решать спорные
вопросы через самоуправление! Федя Пессимистов:
Можно сказать и наоборот: если в школе
есть самоуправление, то дневники
кислотой поливать не требуется! Профессор Дорога:
Федя, растёшь на глазах! Ты только что
указал на очень важную мысль. Сейчас я её
сформулирую. Роль ученического
самоуправления заключается в том, чтобы
изменить школу. Федя Пессимистов:
Чего-о-о??? Вася Активистов:
Я, Федя, понял тебя так. В твой портфель
не влезали учебники. Если бы в школе
работало самоуправление, то ты смог бы
поставить эту проблему перед
администрацией, как это сделали ребята
из Эстонии. И вы вместе с педагогами
искали бы решение. Я думаю, вы бы его
нашли. Например, вместо шести уроков по
разным предметам можно было бы
поставить три 'пары' в день. И тогда
вместо шести учебников нужно было бы
носить всего лишь три. Не было бы
конфликта с учительницей и не пришлось
бы поливать дневник кислотой. Федя Пессимистов:
И что из этого? Профессор Дорога:
А
то, коллега, что школа в результате стала
бы уже немного другой. Более удобной для
учеников и учителей. Ведь учителям тоже
не очень-то приятно ругаться и писать
замечания. Вася Активистов:
Ну, это зависит от того, какой учитель.
Кстати говоря, в нашей школе год назад
ученический совет открыл правозащитную
приёмную. Если учителя нарушали права
учеников, то школьники могли прийти туда
и попросить о помощи. Федя Пессимистов:
Это что за права такие они нарушали? Вася Активистов:
Например, однажды на уроке учитель
ударил ученика линейкой. Тем самым он
нарушил сразу несколько законов и прав
ребёнка. Федя Пессимистов:
И что, в вашей правозащитной приёмной у
детей стресс снимали, что ли? Наверное,
гипнозом? Вася Активистов:
Пять баллов за шутку! Но, вообще-то,
ребята в приёмной выясняли, как всё было
на самом деле, смотрели в законы и
говорили учителю, что он нарушил такие-то
права ребенка. Как правило, учителя всё
понимали и извинялись перед ребятами,
которых они обидели. А если не понимали,
то правозащитная приёмная обращалась к
администрации школы. Федя Пессимистов:
Да, лихие у вас ребята. Они не боялись,
что тот учитель, против которого они
выступили, потом 'срежет' их на экзамене? Вася Активистов: Как
гласит русская пословица, учителей
бояться - в школу не ходить! Профессор Дорога:
А если без шуток, то ты, Федя, опять попал
в точку. В той же Эстонии был такой
случай, когда президент одного из
школьных парламентов, ученица
выпускного класса, подала на школу в суд.
На экзамене ей поставили более низкие
оценки, чем те, на которые она
рассчитывала. По мнению этой девушки,
школа таким образом 'отомстила' за её
активную деятельность в школьном
самоуправлении. Вася Активистов:
У петрозаводских активистов так далеко
отношения с педагогами не заходили, но 'добрые
советы' от некоторых учителей они
получали. Мол, если ты будешь продолжать
так же активно работать в школьном
парламенте, то это скажется на твоей
успеваемости. Федя Пессимистов:
По-моему, это очень похоже на шантаж. Профессор Дорога:
И что же, ты, Василий, об этом думаешь?
Почему не всех учителей радует
активность ребят в школьной жизни? Вася Активистов:
Вот уж не знаю: Но версия у меня есть! По-моему,
новое всегда встречает сопротивление. А
в школе - тем более! Некоторые учителя
считают, что они во всём правы, потому
что они - взрослые, а мы - дети. И думают,
что если ученики с ними спорят, то
страдает их авторитет. Федя Пессимистов:
Они боятся, что мы совсем 'разболтаемся',
и им с нами будет не справиться. Профессор Дорога:
Так или иначе, для многих учителей
непривычно, что ученики могут иметь в
школьной жизни свой голос. Когда они
сами были детьми, никаких прав в школе у
них не было: как учитель скажет - так и
надо поступать. Как говорится, тогда
было другое время. А работать по-новому в
наше время учителей никто не учил.
Учителя не сразу привыкнут к тому, что
теперь они управляют школой не одни, а
вместе с учениками. И нужно, чтобы они
увидели, что школьное самоуправление
работает не против них, а в общих
интересах детей и педагогов. Скажи-ка
нам, Вася, не получалось ли так, что ваша
правозащитная приёмная как раз работала
против учителей? Вася Активистов:
Некоторые учителя так считали. А потом
одна из учительниц пришла в
правозащитную приёмную сама. Она
сказала, что не может справиться с Кузей
Лоботрясовым из седьмого 'г'. Вроде бы,
случай для правозащитников не совсем
подходящий. Но ребята из правозащитной
приёмной всё же нашли Кузю и объяснили
ему, что он нарушает законы и устав школы.
И сказали, что будут проверять, как этот
Кузьма себя ведёт. Кузьма успокоился, а
учительница потом выступала на
педсовете и очень правозащитную
приёмную хвалила. Профессор Дорога:
Федя, попробуй-ка обобщить, что
изменилось в Васиной школе, когда
школьный совет открыл правозащитную
приёмную? Федя Пессимистов:
Учителя стали думать, стоит ли им законы
нарушать. И ученики тоже. Профессор Дорога:
Сказано, конечно, сильно, но по смыслу -
верно. Просто раньше в школе добивались
своего силой. Силой авторитета, или
физической силой, или просто наглостью.
Ученик провинится, учитель на него
накричит, и инцидент считается
исчерпанным. А если ученик окажется
более наглым, то учитель и сделать-то с
ним ничего не может. Но после открытия
приёмной в школе начала действовать
другая сила - сила закона. Если ты
считаешь, что твои права нарушили, то у
тебя появляется возможность их защитить.
Отношения в школе постепенно становятся
более уважительными, потому что
школьники и учителя начинают понимать
не только свои, но и чужие права. Вася Активистов: Значит,
правозащитные приёмные - это один из
примеров того, как школьное
самоуправление может изменять школу к
лучшему? Профессор Дорога:
Совершенно верно, коллега. Мне кажется,
что у ребят чувство нового развито
гораздо сильнее, чем у взрослых. Поэтому
именно они могут сделать школу более
современной. Судите сами. Родители
приходят в школу редко, подчас только на
собрания. Учителя очень заняты
подготовкой к урокам, да и дома у них
проблем хватает. И получается, что, кроме
самих учеников, изменять жизнь в школе
просто некому. Вася Активистов:
Только учеников кто-то должен учить,
как это делать. Вот, например,
правозащитные приёмные в школах
Петрозаводска помог создать Юниорский
союз 'Дорога'. Профессор Дорога:
На самом деле, сейчас существует очень
много организаций, в которые школьники
могут обратиться за советом и помощью. В
конечном счёте, всё зависит от желания
ребят. Вот ты, Федя, что решил: будешь ли
ты изменять жизнь в своей школе или всё-таки
не будешь, потому что есть шанс себе
неприятности нажить? Федя Пессимистов:
И хочется, и колется: Вася Активистов:
Думай, Федя, думай! Домашнее
задание: 1.
Подумай,
какие проблемы твоей школы можно было бы
решить с помощью ученического
самоуправления. Предложи свой вариант
решения одной из них. 2.
Представь,
что ты выступаешь на педсовете и
убеждаешь учителей в том, что в вашей
школе необходимо наладить ученическое
самоуправление. Что бы ты сказал в этом
выступлении?
Параграф 3. Изменяемся сами - изменяем общество.
Скачать учебник в Word-формате Zip 150 Kb
|
|
|
Юниорский союз "Дорога", 2003 |