ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Книги о школьном ученическом самоуправлении

 

Д.В.Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2003.

Рисунки Маши Начиновой.

В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе.

Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни.

 

ГЛАВА 3. МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Параграф 12. Либо играем, либо заседаем!

 

Какими бывают системы ученического самоуправления? Ответ на этот вопрос поможет понять, какая модель самоуправления подойдёт каждой конкретной школе. Профессор и его юные друзья продолжают разговор, начатый на прошлой встрече.

 

Вася Активистов: Профессор, я знаю, с чего мы начнём! Помнится, Федя обещал рассказать своему директору об опыте самоуправления в Германии. Интересно, что из этого вышло?

Федя Пессимистов: Держись за стул! Директор решил создать Школьную Республику!

Вася Активистов: Что-что он решил создать?

Федя Пессимистов: Республику! Школьную!

Вася Активистов: Ого! Серьёзная заявка. Давай-ка рассказывай, как дело было!

Федя Пессимистов: Только я открыл рот про Германию, а он мне и говорит: «Феденька, голубчик, зачем же нам с тобой, русским людям, кивать на Запад? Этот опыт у нас всё равно не приживётся. А ведь есть наш, отечественный опыт, и он куда лучше заграничного! Вчера я был на конференции по самоуправлению, познакомился с новейшими разработками. Так вот, сейчас очень рекомендуют создавать Школьные Республики. Представь: ученики становятся гражданами Республики, принимают собственную Конституцию, создают школьные партии, выдвигают кандидатов в парламент, проводят предвыборную кампанию… Жизнь в школе сразу становится интересной! Президент подписывает указы, парламент принимает законы, а правительство их выполняет. Суд, само собой разумеется, судит. Полиция за порядком следит …»

Вася Активистов: И сажает нарушителей в тюрьму…

Федя Пессимистов: Погоди! Дальше директор вот что говорил: «Банк печатает собственные деньги Республики, и граждане их зарабатывают…»

Вася Активистов: Каким же трудом они зарабатывают?

Федя Пессимистов: Например, получил пятёрку – вот тебе пять долларов. Или, скажем, работаешь в правительстве – получай зарплату!

Вася Активистов: Ого! Наконец-то активность в школе будет приносить не только синяки и шишки, а еще и доход! В твёрдой валюте!

Федя Пессимистов: А тратят эти деньги так. Совершил какое-то нарушение – суд может приговорить тебя к штрафу. Или, скажем, Министерство культуры проводит дискотеку, а вход туда – за деньги.

Вася Активистов: Подкинь-ка своему директору свежую идею: пусть разрешит за те же деньги еще и хорошие оценки покупать!

Федя Пессимистов: Ага! Особенно на выпускных экзаменах! Короче говоря, настрой у директора – боевой. Самоуправление в Германии для него – не пример. «Мы, - говорит, - патриоты! Будем работать на основе наших, российских идей!»

Вася Активистов: Если он у вас такой поклонник отечественных традиций, что ж он тогда предпочёл выбрать именно Республику? Почему бы не Новгородское вече?

Федя Пессимистов: Значит, не было такого опыта в программе конференции! Вот посоветуют к истории обратиться – тогда и вече будет, и великие князья в школе объявятся… Глядишь, Чингисхана избирать будем!

Вася Активистов: Профессор, без Вашей помощи нам в этом маскараде не разобраться!

Профессор Дорога: А это вовсе не маскарад, коллега! Есть старое доброе слово – игра. Оно в данном случае гораздо более уместно.

Вася Активистов: Вы хотите сказать, профессор, что Федин директор хочет подменить самоуправление обычной игрой?

Профессор Дорога: Нет, я бы так не сказал. Дело в том, что системы школьного самоуправления можно разделить не только на многоэтажные и одноэтажные. Все они также делятся на игровые и неигровые. Примеры обычной, неигровой модели – самоуправление в Германских школах или, скажем, в той школе, где учишься ты, Василий. А вот Фёдор привёл нам типичный пример игровой модели.

Федя Пессимистов: Профессор, я понял, о чём мы сейчас будем говорить! Помните, на прошлой встрече мы выяснили, что у каждой модели есть и свои плюсы, и свои минусы? Вот их-то нам и нужно найти! Тогда я смогу объяснить своему директору, чем отличается Школьная Республика от обычного ученического совета. И он решит, что нашей школе подходит больше.

Вася Активистов: А ты ему так и скажи: «Никакого толка от этой Республики нет!» Ведь что получается? Вместо того, чтобы управлять школой, ученики просто играют! Однажды я слушал выступление активистов одной из таких школ. У них выборы в парламент полгода идут! Чтобы выявить самых достойных, они проводят несколько конкурсов, на которых кандидаты свои способности демонстрируют. Кто вышел в финал – тот и проходит в парламент! Потом еще полгода парламент дебатирует - обсуждает Кодекс чести, распределяет должности… А там и учебному году конец! Это ведь вовсе не самоуправление, а просто игра!

Профессор Дорога: Видишь ли коллега, весь ученый мир уже давно признал, что игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Ты привёл пример игры в школьный парламент. Разумеется, эта игра еще не дотягивает до уровня ученического самоуправления. И всё-таки, даже такая игра чему-то учит. Как ты думаешь, чему именно?

Вася Активистов: Наверное, она учит держаться на публике. Учит бороться за победу.

Федя Пессимистов: А когда в этом парламенте дискуссии начинаются, то его депутаты волей-неволей учатся думать, отстаивать свою точку зрения.

Профессор Дорога: Согласитесь, эти качества весьма ценны для школьных активистов! А значит, подобная игра может стать первым шагом к созданию неигрушечного, настоящего ученического самоуправления. Давайте-ка вернёмся к идее Школьной Республики, которую предлагает воплотить в реальность директор Фединой школы. Федя, чем же игра в Республику может помочь созданию самоуправления?

Федя Пессимистов: Тем, что она решает проблему пассивности. Ведь поиграть хочется всем, а в игре надо быть активным.

Профессор Дорога: Согласен! Для большинства учеников самоуправление – это что-то скучное и непонятное. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Значит, пригласить ребят поиграть – гораздо легче, чем предложить им войти в школьный актив. И, как ты верно заметил, активность – это одно из главных правил любой игры.

Вася Активистов: По крайней мере, то, что в этой Школьной Республике люди будут стремиться заработать как можно больше денег – это точно!

Федя Пессимистов: А деньги-то им будут платить за работу в парламенте, министерствах, суде, полиции – чем же это не школьное самоуправление?!

Вася Активистов: А тем, что всё это – игра! И органы эти будут работать ради игры, а не для того, чтобы дать возможность школьникам участвовать в управлении школой. К ним будут относиться, как к цирковой клоунаде!

Профессор Дорога: Твоё опасение, Василий, оправданно: часто именно так всё и происходит. Но, мне кажется, избежать этого вполне возможно. Если в правилах игры будет предусмотрено, что парламент имеет полномочия по решению школьных проблем, и такая активность парламента будет поощряться…

Федя Пессимистов: Деньгами!

Профессор Дорога: Да, деньгами или другими стимулами, которые заложены в той или иной игре. Так вот, в этом случае игра вполне может привлечь ребят к управлению школой.

Федя Пессимистов: Получается, что игра в Республику помогает выявить активных ребят и дать им первый опыт самоуправления!

Профессор Дорога: Да, игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно.

Вася Активистов: А я еще вот что понял: эта самая Школьная Республика может дать ребятам представление о том, как устроено государство. Чем парламент отличается от правительства, как проводятся выборы…

Профессор Дорога: Между прочим, это тоже очень важно. Кстати, в некоторых школах США во время президентских выборов специально организуют избирательные участки, и школьники голосуют за взрослых кандидатов в президенты. Потом подсчитываются результаты и объявляется, какому кандидату школа отдала предпочтение.

Федя Пессимистов: И зачем они это делают? Ведь школьники – это дети! Их голоса никак не влияют на итоги взрослых выборов.

Профессор Дорога: Зато дети обучаются демократическим процедурам. Когда они станут взрослыми и получат право голоса, участие в выборах будет для них уже вполне привычным делом.

Федя Пессимистов: Подвожу итог. Завтра я приду к директору и скажу, что идея Школьной Республики – хорошая. Это - игровая модель ученического самоуправления. Благодаря ей можно выявить активных ребят и привлечь их к решению школьных проблем.

Вася Активистов: Только эту игру нужно очень хорошо продумать! У неё должны быть такие правила, благодаря которым игра пойдёт по верному пути – станет не простым развлечением, а школой самоуправления.

Профессор Дорога: Конечно же, подготовка к подобной игре не ограничивается написанием правил. Проводить ролевые игры – это особое искусство.

Вася Активистов: Какие-какие игры?

Профессор Дорога: Ролевые. Это такие игры, в которых у игроков есть роли. В случае со Школьной Республикой, роли - это Президент, члены парламента, рядовые граждане Республики и так далее. Так вот, нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления. Существует теория ролевой игры – ролевое моделирование. Твоему директору самое время с ней познакомиться!

Вася Активистов: Профессор, Вы сказали, что игру необходимо вовремя завершить. Значит, игровые модели самоуправления не вечны, и могут существовать только короткое время?

Профессор Дорога: Да, только ограниченное время. Ведь каждая игра имеет своё начало и свой конец.

Федя Пессимистов: И сколько же может просуществовать Школьная Республика?

Профессор Дорога: Думаю, что максимальная длительность игры в условиях школы – не больше одного учебного года. Школьники расходятся на летние каникулы, и игра естественным образом завершается. Но для игры учебный год – это очень большой срок, и без грамотной организации его не выдержать! Поэтому я бы посоветовал твоему директору ограничить время проведения игры одной учебной четвертью.

Вася Активистов: А что будет, если Федин директор просто провозгласит Школьную Республику на веки вечные? По-моему, он еще не понимает, что Республика - это игра, которая должна выполнить свои задачи и закончиться!

Профессор Дорога: На практике, к сожалению, часто так и происходит. Завершается это тем, что игра затухает сама собой. Ребятам становится неинтересно зарабатывать бумажные деньги и подчиняться игровым правилам. Игра лишается своих движущих сил и останавливается.

Вася Активистов: И никакого самоуправления в этом случае в школе не появляется.

Федя Пессимистов: Значит, нужно специально планировать, когда и как игра завершится. И при этом вести её к результату – созданию постоянной, неигровой системы ученического самоуправления. Теперь я понял, что нужно объяснить нашему директору!

Профессор Дорога: А для будущих бесед с директором можешь иметь в виду, что есть в школе возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Это – начальная школа. Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальной школе может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще.

Федя Пессимистов: Хорошо, на будущее учту. А когда же ты, Васечка, расскажешь мне то, что обещал в прошлый раз?

Вася Активистов: О том, чем школьный парламент отличается от школьного правительства? Если бы твой директор не заставил нас рассуждать о Школьной Республике, мы бы уже давно в этом разобрались!

Федя Пессимистов: Жизнь есть жизнь! Но в следующий раз наверняка всё пойдёт по плану. Так что готовься, Васечка!

 

Домашнее задание:

1. Придумай свой вариант игровой модели ученического самоуправления. Обсуди его со своими товарищами по школе.

2. Какая модель – игровая или неигровая – более реальна в условиях твоей школы? Почему?

 

Параграф 13. Парламент? Правительство? Актив? (разговор первый)

Оглавление

 

Скачать учебник

в Word-формате Zip 150 Kb

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru