ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления

 

Сергей Гаврилов, Денис Рогаткин. Пресловутая проблема курения.

 

Сергей Гаврилов: Здравствуйте, меня зовут Гаврилов Сергей. Я учусь в 11 А классе гимназии 1579 города Москвы. Хочу сказать, что вы немного зря написали про курение, так как с 1 января курить в общественных местах (школы, больницы и т.д.) запрещается. Это официальный государственный указ.

В нашей школе существует Совет Школьного Самоуправления с сентября этого года. Я являюсь его президентом. Все к нему относятся резко положительно, учителя в том числе. Только все они хотят чего-то для себя конкретного, а не то, что нужно ученикам. Поэтому реальные действия и решения перекрываются администрацией школы. Но всё же мы занимаемся принятием решений по ряду важных школьных дел.

Хотелось бы побольше конкретики, а именно: как должен работать орган ученического самоуправления, какие функции должен выполнять (конкретно примеры), и как общаться с администрацией школы?

Спасибо.

 

Денис Рогаткин: Это тебе, Сергей, спасибо – за оперативный отклик и желание участвовать в работе.

О курении. Если я правильно понимаю, то ты имеешь в виду новый закон, который ограничивает табакокурение. Но вся штука в том, что и до этого закона курить в школах было нельзя, и открыть место курения официально было невозможно – это не разрешали органы санэпиднадзора. Некоторые школы Петрозаводска обращались с запросами и получали из этих самых органов официальные запреты на открытие «курилок». Но ведь запрет проблему не решает.

Ситуации, о которых я написал в предисловии учебника, действительно происходили в двух школах Петрозаводска.

В одной из них администрация собрала школьный совет и убедила проголосовать за запрет курения в школе. Далее, ссылаясь на школьный парламент, педагоги начали «гонять» и наказывать курильщиков. Те, в свою очередь, начали «гонять» членов парламента. По сути, администрация банально «использовала» школьное самоуправление, чтобы камни кидали не в директора школы, а в ученический парламент. Ведь это чисто административный вопрос: курить в школе и так нельзя, никакой дополнительный запрет школьного парламента для прояснения этого вопроса не нужен. Была ли решена таким способом пресловутая «проблема курения»? Конечно, нет! Решена только проблема администрации - назначить кого-то виновным за репрессии против курильщиков. Никакого конструктивного выхода предложено не было. Причина проста: администрация не хотела реально обсуждать проблему и искать выход из ситуации, а была настроена «проштамповать» готовое решение руками учеников. Понятно, что, если бы орган самоуправления в этой школе не был бы формальным, он не позволил бы так с собой обращаться.

В другой школе старшеклассники через школьное правительство поставили вопрос о месте для курения, которое им и было выделено на крыльце на заднем дворе школы. Здесь школьное правительство решило реальную проблему: некурящие больше не дышат табачным дымом в туалетах, администрация больше не «гоняет» смолящих в неположенных местах курильщиков, курильщики получают официальное место для курения. Администрация школы могла сослаться на СЭС и сказать «извините», но предпочла проблему решать.

Мне рассказывали, как в одной американской школе ученики обошли запрет на курение. Они приезжают в школу на машинах. Курить нельзя ни в здании, ни на территории. Но автомобиль – это частная собственность, которая, как известно, неприкосновенна. Школьники выходят на улицу, садятся в свои автомобили и там курят. Администрации школы остаётся только развести руками.

Конечно же, я ни в коем случае не призываю игнорировать официальные запреты по прихоти учеников. Приведенный пример с курилкой во дворе не означает, что отныне именно так должна решаться проблема курения в каждой школе, имевшей несчастье прочитать мой учебник. Речь совершенно о другом. О том, что проблемы нужно обсуждать вместе и действительно искать выход, а не отмахиваться от вопросов, прикрываясь приказами и инструкциями.

 

На мой взгляд, если орган школьного самоуправления будет позволять вешать себе лапшу на уши, то он не решит ни одной школьной проблемы. В стране написано так много бумажек, что в них можно легко утопить любой вопрос. Суть в том, чтобы заставить администрацию по-иному реагировать на требования учеников. Школьное самоуправление должно напомнить, что школа придумана для детей, поэтому директор должен действовать именно в их интересах.

 

 

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru