ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


о проекте


события


книги


статьи


разработки


документы


дискуссии


адреса


 

 

Дискуссии по теме школьного ученического самоуправления

 

Ольга Новожилова, Денис Рогаткин. Как сделать так, чтобы нас услышали?

 

Ольга Новожилова, вице-президент удмуртского отделения ДИМСИ: Хотелось бы высказаться по поводу закрытых ученических совещаний, педсоветов с участием школьников. Конечно, хорошо, когда все оформлено на бумаге и подписано дяденькой директором, но такие совещания зачастую проходят без всяких бумаг, где угодно: на перемене, уроке, в курилке, в столовой. Нам так проще! На педсоветы наш коллектив, например, иногда ходит, но ничего существенного там не случается. Было, правда, пара случаев, когда администрация сама призывала Думу на совместные совещания, но они были посвящены разбору полетов или подготовке к юбилею школы.

Как быть, если основная масса учителей не слушают и не слышат представителей школьного самоуправления? Хотя при всем при этом в наши функции входит и проведение научно-практических конференций, литературных вечеров. Когда это необходимо, школьное самоуправление становится первым помощником. Шаг влево, шаг вправо им не нужны!

 

Денис Рогаткин: Как сделать так, чтобы 'масса учителей' услышала школьный совет?

Ответ номер один. Наделить ученическое самоуправление реальными полномочиями, чтобы учителя понимали, что и их жизнь в школе зависит от вас. Конечно, всем удобнее, когда школьная дума проводит праздники, коллоквиумы и консилиумы, а дальше - ни-ни. И педагоги отнюдь не ринутся отдавать ученикам власть над самими собой - они же взрослые, здравомыслящие люди, которым не нужны лишние проблемы.

Наша задача - объяснить людям, что фактически, решая вопрос о правах ученического самоуправления, мы выбираем, по какому пути пойдёт наша школа.

Вариант 1. Всё остаётся по-старому, и тогда школа безнадёжно устаревает, продолжая производить социальный брак - выпускать в жизнь людей 30-х годов 20 века. Побочные эффекты этого варианта: ученики - тихо или громко - ненавидят школу, превращаясь в плохо управляемую толпу. Учителя сосредоточили в руках всю власть, но уже с трудом сдерживают натиск на свои баррикады. В конечном итоге, нормальные ученики будут эту школу покидать, в силу свободы выбора образовательных учреждений, потому что в этой школе они - никто. Школа будет превращаться, извините за резкость, в 'отстойник', куда будут 'сбрасывать' наиболее проблемный контингент детей для того, чтобы за ним надзирали. Такая школа именно для этого и построена, так что обижаться не на что.

Вариант 2. Ученики, родители и педагоги получают в свои руки реальные рычаги управления школой. И вместе эту школу 'вытягивают' - делают её более современной и удобной. Собственно, какой должна быть каждая конкретная школа, никто не знает лучше ребят, родителей и педагогов. Дети в такой школе перестают быть лишними, потому что они сами могут её 'лепить'. Следовательно, постепенно уходят традиционные школьные проблемы, связанные с её нынешним 'казарменным положением'. Такая школа больше устраивает детей, потому что эта школа - для детей, а не наоборот. В такую школу будут стремится попасть и талантливые учителя, и талантливые дети, а значит - хороший контингент, готовность родителей софинансировать образовательные программы, и далее - все возможности для развития. Так вот всё это без реальных прав органов самоуправления - невозможно. Вот - значение выбора: соглашаться на широкие права ученического самоуправления или нет.

И, в продолжение, ответ номер два. Мне кажутся малореальными попытки реформировать школу 'изнутри'. Кто-то в данном регионе, районе, городе должен взять на себя эту функцию. Пример. Удмуртское отделение ДИМСИ может заручиться поддержкой местного образовательного ведомства на проведение эксперимента. С этой поддержкой и своими ресурсами (внутренними, спонсорскими, выигранным грантом и т.п.) найти школы с вменяемыми администрациями, которые готовы на эксперимент по ученическому самоуправлению под вашим руководством. Подписываете договоры с четкими взаимными обязательствами. Скорее всего, работа с ребятами (формирование команд активистов, их обучение и сопровождение запуска их работы в школах) будет вашей функцией. А администрация предоставляет самоуправлению полномочия и работает с педагогами. В этом случае вы очень серьезно защищаете ученические самоуправления этих школ от того, что их никто не будет слушать. Через год вы показываете результаты, и образовательное ведомство рекомендует их к дальнейшему распространению.

Просто обычно, в качестве ответа на твой вопрос - 'как сделать, чтобы нас услышали?' - предлагают обратиться к психологу: Вот, мол, он подскажет, как обратить на себя внимание. Тренинг проведет. Как ты поняла, мой ответ - совсем в другой логике. Когда вы фактически, а не по форме, перестанете быть просителями, вас будут вынуждены слушать. Даже если вы говорите отнюдь не громким голосом.

Рассылки Subscribe.Ru

Школьное ученическое самоуправление

 

 

Юниорский союз "Дорога", 2003

doroga@karelia.ru