что такое права человека?где написано о правах человека?у учеников тоже есть права?проблемы в школе? листай нашу подшивку!

мало? сходи на другие сайты!

 

 

 

 

Наша редакция получила отклик на письмо педагога Д.Гуревича, опубликованное в прошлом выпуске. Продолжаем разговор.

Ученик - человек, а не 'чистый лист'!

Заметьте - я вас цитирую!
Д.Гуревич

Судя по грозному тону письма уважаемого Д.Гуревича, он причисляет себя к категории педагогов, которым 'никогда не составит труда разъяснить самому 'умному' ученику, что тот представляет из себя на самом деле'! И в самом деле - что? 'Чистый лист', материал, на котором знакомый с принципами дифференциации и индивидуального подхода учитель оттачивает свое мастерство в рамках гуманизации школы? Или это человек, живущий в обществе и наделенный чувством собственного достоинства, интеллектом и способностью постоять за себя и друзей?

Столь любимые Д.Гуревичем 'три кита': право, обязанность и ответственность - прекрасно существуют друг без друга. Так мое право на свободу передвижений, прописанное в Конституции, никак не обязывает меня 'свободно передвигаться' куда-нибудь раз в месяц, и уж тем более я не понесу никакой ответственности за свои перемещения. Но это, конечно, лишь в том случае, если выражение 'права человека' рассматривать в его истинном значении.

Немного по поводу 'ситуации успеха'. У меня перед глазами - пример одной московской общеобразовательной школы, где среди учителей весьма распространена привычка - ставить положительные оценки за рефераты, совершенно не интересуясь их содержимым. Задать на дом реферат в качестве материала для самостоятельного изучения гораздо легче, чем объяснять его 'особо умным ученикам' на уроке, а пятерку после этого ставят лишь за то, что реферат принесен. И не важно, что он скачан из Интернет. Главное - учебный план выполнен! Ученик провел самостоятельное исследование и приобрел навыки научной работы - ура! Тут, конечно, только и остается поощрить его хорошей оценкой, создав 'ситуацию успеха'. Только вот ученики после этого и не думают залезать с головой в справочники и энциклопедии, стараясь подготовить следующую работу еще лучше, а покупают CD-диск 'Коллекция рефератов'. А мотивация у него простая: мой реферат даже не читают (а иногда его можно и на школьной помойке найти), так чего ж напрягаться? Вот вам и мотивация, вот вам и успех!

Д.Гуревич пишет: 'Зачем ученику во время урока мобильник?! Его надо поставить на виброзвонок и убрать в портфель'.

Все правильно, только давайте запишем это в школьном уставе, и всё! Ни учителю нет причин для нервного срыва, ни ученику - резона доставать на уроке свою 'звенелку'. И техника портиться не будет, и нервные клетки не пострадают. Хотя достать мобильник, чтобы узнать время - что в этом криминального? Вспоминаю свои школьные годы: нам запрещали носить в школе часы и уж тем более смотреть на них во время урока - это тоже входило в разряд 'посторонних дел'.

Ученики должны выполнять не правила поведения на уроке, а то, что написано в уставе школы. А то им придется записывать на отдельной странице дневника 'правила поведения на уроке математики', 'правила урока литературы' и 'внутренний устав занятий по физкультуре'.

И потом, что такое 'если ученики постараются выполнять правила поведения на уроке, то и учителю придётся реже проявлять свою несдержанность'? Почему придется, что за обреченность такая? Да поймите Вы, что не придется, если учителя, ученики и родители будут одинаково хорошо понимать, что же это такое за зверь - 'эти их права человека', как ими пользоваться и как действовать в случае их нарушения.

 

Игорь Подгорный,

геолог

 

выпуск ? 19 от 4-10.03.2004   АРХИВ НОМЕРОВ