что такое права человека?где написано о правах человека?у учеников тоже есть права?проблемы в школе? листай подшивку!

мало? сходи на другие сайты!

 

 

 

 

Работа над ошибками

 

А теперь мы можем вернуться к тому, с чего начали наше знакомство с правами человека.

Помнишь листочек, на который ты выписал ошибки, допущенные Кукушкиной, Марьей Ивановной, Петровым и Сидоровым? Перечитай их диалог и подумай: может быть, теперь ты видишь больше ошибок, чем в первый раз?

А после этого мы сверим результаты.

Выполнил? Вот и замечательно.

Теперь читаем и комментируем вместе:

Петров: Эй, ты, Сидоров, ну-ка, не толкайся! Не нарушай мои права – я ведь твои не нарушаю…

Конечно же, Сидоров не может нарушить права Петрова, даже если он толкается. Ведь Сидоров – это не государство, а такой же ученик, как и Петров. Речь идёт об обычных “горизонтальных отношениях”.

И что же, спросишь ты, теперь, значит, можно толкаться?

Конечно же, нет! Ни у кого нет морального права грубить и вести себя по-хамски. Но факта нарушения прав человека здесь нет. Хотя, вполне возможно, есть факт нарушения школьных правила поведения или даже Устава школы.

Сидоров: Петров, какие у тебя, малявки, права? Они же есть только у больших и толстых!

Здесь Сидоров явно недооценивает степень универсальности прав человека. Права человека неотъемлемо принадлежат каждому человеку – и глубокому старику, и только что родившемуся ребенку.

Марья Ивановна: Сидоров, перестань бубнить! Петров! Сиди спокойно, не вертись! Не нарушай права учителя!

Марья Ивановна в полемическом запале допустила концептуальную ошибку. Петров – обычный ученик, и он не является гарантом прав учителя. Петров не является ни государством, ни даже хотя бы директором школы. Значит, он никак не может нарушить права учителя.

Но ведь что-то, по мнению Марьи Ивановны, он нарушил? Правильно – моральные нормы и, может быть, правила поведения ученика.

Петров: А по какому праву Вы мне замечания делаете? У меня тоже есть права!

Права у Петрова, конечно, есть, но в них ничего не говорится о том, что учитель не может сделать ученику замечание. Может. А вот если он сделал это в грубой, оскорбительной форме, или применил физическую силу, тогда Петров вполне может говорить о нарушении прав человека в школе. Каких именно – подумай сам.

Марья Ивановна: Права есть только у тех, кто выполняет свои обязанности! А у тех, кто не выполняет, никаких прав нет и быть не может!

Это Марье Ивановне вспомнились социалистические времена. Права были намертво связаны с обязанностями в Советском союзе. Но сегодня в России признана современная концепция прав человека. Права есть у человека независимо от того, как он выполняет свои обязанности.

Если школьник не выполняет свои обязанности ученика, то его необходимо воспитывать или даже наказывать по тем нормам, которые утверждены Уставом школы. Но ни коем случае за это его нельзя лишать прав человека – даже директор школы не может взять на себя такую смелость!

Кукушкина: Марь Иванна, можно, я? Так вот: права и обязанности – это почти одно и то же! Например, у ученика есть право учиться. И это же право является обязанностью. На каждое право у человека есть обязанность. Что, Петров, скажешь, не так?

Конечно же, не так! Права это права, а обязанности – это обязанности. Да, на каждое право есть обязанность, но не у человека, а у государства.

Петров: Тебе, Кукушкина, я вообще ничего не скажу! Я имею право хранить молчание!

А здесь Петров употребил популярную фразу из телесериалов совершенно не к месту! Фраза “Вы имеете право хранить молчание” имеет отношение к праву не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников. Если Вас обвиняют в совершении преступления, то Вы можете отказаться давать показания, которые поддерживали бы обвинение против Вас. Следствие должно доказать Вашу вину самостоятельно, а не “выбивать” из Вас признательные показания.

Но Кукушкина – не следствие, а Петрова в преступлениях не обвиняют. Поэтому юридически “права хранить молчание” в отношениях с Кукушкиной у Петрова нет. А моральное – есть! Может не разговаривать с ней, сколько угодно! Так бы и сказал: “А с тобой, Кукушкина, я вообще не разговариваю!”

Кукушкина: Знаешь, Петров, не нарушай право нашего класса на образование. А то мы на тебя уже целых две минуты потратили!

А это – вроде бы незаметная, но очень серьезная ошибка. Право на образование – это право человека. А класс – это не человек. У класса нет права на образование. Оно есть у человека, в данном случае – у Кукушкиной, Петрова, Сидорова и их одноклассников. Права человека – это не права групп, а права личности, “единицы”.

На том, что Петров не может нарушить право своих одноклассников на образование, мы уже даже и не останавливаемся.

Марья Ивановна: Молодец, Кукушкина, пять. Петров, садись, два. А теперь напишем тест. Записывайте первое задание. “В двенадцать часов ночи ваш сосед громко включил музыку. Вы не можете заснуть. Какое из ваших прав человека нарушил сосед?” Две минуты вам на ответ…

Это задание действительно задал один учитель на уроке обществознания. Ученица ответила, что сосед не нарушил ничьих прав человека, потому что он – просто сосед, а не государство. А нарушил он нормы права, то есть действующий закон.

Учитель поставил за ответ двойку и сказал девочке: “Как не стыдно, Маша, не знать таких элементарных вещей! Сосед нарушил твоё право на отдых!”

Что ж, учителя тоже ошибаются. К сожалению, государство не позаботилось о том, чтобы организовать переподготовку педагогов по теме прав человека.

 

АРХИВ НОМЕРОВ